Рустам Гильфанов: «Стартап-питч – вот на чем базируется успешный бизнес»
Жизненный цикл стартапа постоянно строится вокруг питч-сессий, т. к. необходимо уметь продать собственную идею. Вместе со знаменитым IT-бизнесменом и инвестором Рустамом Гильфановым учим правила грамотного питча.
Питч в IT
Питч – это презентация стартапа перед инвесторами. В предпринимательство понятие «питч» перекочевало из американского бейсбола, где означает бросок мяча защищающейся командой (hitbypitch). Питч это пример невербальной коммуникации, поскольку игроки не могут общаться. С 1940-х годов в Америке баскетбольной метафорой стали всё чаще пользоваться в маркетинге – таким образом характеризовали презентацию для клиентов. После 50-х гг. 20 столетия питчи начали применять для отбора современных и свежих идей. Последние 30 лет века понятие «питч» обрело привычный для нас смысл.
Выделяют следующие разновидности питчей:
1 Napkinpitch, или питч на салфетке
Необходимо донести до потенциального инвестора идею за чашкой кофе, используя ручку и одну салфетку.
2 Elevatorpitch, или презентация в лифте
Означает речь, не длящуюся дольше поездки в лифте – нужно уложиться в срок до минуты.
3 Pitchdeck – презентация проекта в классическом понимании
Полноформатное выступление с презентацией для того, чтобы дать собравшейся публике обзор бизнес-плана.
«Нужно понимать, что napkinpitch и elevatorpitch – это своеобразная подготовка. Здесь мы презентуем идею как бы невзначай, тогда как классический питч – это полностью продуманный и проработанный процесс», – объясняет Гильфанов.
Разберем, что собой представляет правильный питч
Эталонный питч содержит концепт проекта с аргументированием задачи и нахождением решения, описанием предпринимательской деятельности, сведениями о том рынке, куда нацелен проект, исследованием конкурентов, демонстрацией команды, сметой и планами по распоряжению вложенными средствами.
Для питча хватает двадцати минут. Зачастую, инвесторы проявляют наибольший интерес к информации о команде и конкурентах, вопросам получения прибыли.
Рустам Гильфанов советует начинать доносить идею с экспресс презентации, а после переходить к Pitchdeck, то есть коротко дать понять основной концепт, а затем перейти к деталям. «Для начала попробуйте рассказать идею кому-либо со стороны, менее чем за минуту оппонент должен понять, что вы хотите ему донести. Это послужит неплохой тренировкой», – рекомендует Гильфанов.
Во время выступления внимание аудитории следует направить на положительный предпринимательский опыт, сильные стороны проекта и самое важное, объяснить, почему вас интересует помощь конкретных вкладчиков. Согласно представлению Рустама Гильфанова, нужно также обозначить отличительные особенности от прочих стартапов, уже имеющихся за плечами потенциальных инвесторов.
«Самое интересное нас ждет после выступления – его обсуждение. Вы должны давать четкий ответ на все вопросы. Именно это может кардинальным образом повлиять на итог презентации», – делится бизнесмен.
Получается, отыскать подходящий концепт для стартапа – это даже не половина дела. Определяющее значение играют питчинг и последующая связь с инвесторами. Чтобы составить грамотный питч, не лишним будет воспользоваться чужим успешным опытом. По аналогии с бейсболом, питч – это только начало большой игры.
Биография
Рустам Гильфанов – один из основателей IT-компании, IT-бизнесмен, международный инвестор.
Рустам Гильфанов появился на свет 6 января 1983 года. Его родиной является поселок Басим Пермской области. Его отец был военнослужащим, а мать преподавала в школе.
В 2006 году Гильфанов совместно с компаньонами создаёт в столице Украины международную аутсорсинговую IT-компанию. На текущий момент она является ведущим поставщиком ПО для индустрии игр, маркетинга и финансов.
В недавнем прошлом Гильфанов отстранился от основной деятельности в IT-компании, чтобы стать международным инвестором в многообещающие IT-проекты в областях финансовых технологий, игровой индустрии и стриминговых видеосервисов. Для Рустама Гильфанова имеет большое значение развитие благотворительных инициатив в Украине. Самые масштабные – «ЛакіБукс» и «Бібліотеки Майбутнього».
Гильфанов Рустам состоит в официальном браке и занимается воспитанием дочери.