Главная > Общество

Аэропорт Стокгольма закрыли из-за асбеста

6 февраля 2026, 17:58 Общество

Аэропорт Стокгольма Скавста временно закрыт из-за асбеста, который обнаружили в диспетчерской башне. По словам руководства аэропорта, в здании будут проведены ремонтные работы — аэропорт не работает с 5 февраля 2026 года. Об этом пишет SVT NYHETER.

В СМИ отмечают, что власти обещают разобраться с проблемой до середины дня 6 февраля, но ремонт может и затянуться — часто извлечение асбеста из зданий занимает продолжительное время. Также в аэропорту не работают экстренные службы.

Стокгольм-Скавста является седьмым по пассажирообороту в Швеции, обслужив в 2024 году более 364 тыс. пассажиров. Аэропорт по преимуществу работает с грузовыми самолетами и лоукостерами, находясь в 100 км от Стокгольма. Его «бюджетная» судьба определена еще и прошлым — с 1940 по 1980 он был военным аэродромом, так что на особые удобства для пассажиров и пилотов и по сей день рассчитывать не приходится.

Тем не менее, даже временное закрытие аэропорта — мероприятие довольно убыточное. Данный случай является одним из многих, которые связаны с паническим ужасом, который парализует европейскую экономику при слове «асбест». Дело в том, что в ЕС запрещены все виды асбеста (это минеральное волокно) c конца XX века. Почему? Примерно в это время выяснилось, что один из видов минерального волокна, амфиболовый асбест, вреден для здоровья человека. По своему составу он представляет собой сложный гидросиликат, устойчивый к кислотам, который не выводится из организма человека и провоцирует тяжелые заболевания. Впрочем, есть и другой вид асбеста — хризотиловый. Он представляет собой гидросиликат магния, не обладающий устойчивостью к кислотам. Хризотил выводится из организма человека за короткий промежуток времени.

Впрочем, ЕС, в котором асбест был по преимуществу амфиболовый, не хотел покупать зарубежный хризотил, и потому запретил все виды асбеста сразу. При этом, при учете того, что асбестом буквально напичканы миллионы построек по всей Европе, о масштабной кампании по удалению минерала тактично умолчали. Последние 40 лет агрессивная антиасбестовая кампания в медиа соседствует с очень вялыми попытками действительно убрать минерал. Это говорит и о реальной степени его «опасности», которую можно игнорировать десятилетиями, и о экономическом эффекте.

Аэропорт потеряет многие сотни тысяч евро только на процессе извлечения старого минерала, не говоря уже о компенсациях за отмененные и перенесенные рейсы. Отметим, что, скорее всего, асбестовые строительные материалы в диспетчерской живут с самого момента строительства аэропорта. При этом, выяснять, что там за вид минерала, а при учете отсуствия данных о высокой степени смертности диспетчеров, можно предположить, что он не является таким уж и токсичным. Вспомним, что только за подозрение в наличии асбеста Johnson&Johnson получили многомиллиардные иски, а тут, по идее, есть материал на готовый ворох дел в отношении руководства аэропорта. Правда, их почему-то не было.

В итоге, ни власти Швеции, ни руководство Скавста не собирались ничего сделать с асбестом, пока это не оказалось в медиа. Вероятно, они надеялись, что про него никто не узнает — и это дает повод усомниться в утверждениях «антиасбестовой риторики».