«Два вечера органной музыки» открыли Год «Франция – Россия – 2010» в Тольятти!
«Два вечера органной музыки» – это два уникальных концерта, прошедших в Тольяттинской филармонии 26 и 28 февраля.
В первый вечер на сцене блистали лауреаты международных конкурсов органист Владислав Муртазин и виолончелист Аяз Нухов. А 28 февраля в Тольятти официально стартовал Год «Россия – Франция – 2010». В честь этого события в Тольяттинской филармонии выступил великий французский органист, знаменитый теоретик и виртуоз французской органной школы Наджи Хаким.
В торжественном открытии Года «Франция – Россия – 2010» в Тольятти приняли участие представитель Посольства Франции в Москве, координатор российских «Альянс Франсез» Элизабет Браун, мэр Тольятти Анатолий Пушков и директор «Альянс Франсез – Тольятти» Алексей Востриков.
Однако, помимо выдающихся музыкантов и уважаемых гостей, был в эти два вечера и ещё один герой. Уникальный цифровой электроорган «Роджерс» совершил настоящее чудо, превратив нашу филармонию в органный зал!
Как известно, орган – самый большой музыкальный инструмент в мире. Благодаря своим размерам, а также из-за широкого диапазона звуковых частот, богатства тембров и обилия музыкально-исполнительских средств, орган заслужил почётное звание «короля инструментов». Далеко не каждый город может позволить себе такую роскошь, как собственный орган. Тем более в нашей, православной, стране, где этот инструмент не распространён в принципе. Хороший цифровой электроорган – тоже пока ещё достаточно редкий инструмент, а в России – почти штучный. Но одно из главных его преимуществ – мобильность – позволяет с помощью специальной погрузочной техники привезти орган куда угодно и за 2 часа инсталляции создать соборное звучание в любом зале. «Роджерс» значительно меньше даже самого скромного соборного органа и сравним по габаритам с фортепиано.
К тому же, цифровой инструмент в отличие от духового не требует настройки. У него нет традиционных циклопических труб: музыка льётся из высококачественных динамиков. Компьютерная сущность «Роджерса» позволяет записать в его памяти «голоса» настоящих органных труб – величественного Нотр-Дама или храма Сакре-Кёр. Электроорган – удивительный синтез старинного и современного инструментов. И хотя скептики, наверняка, заподозрят его в неестественности, слышавшие уверяют: звучит «Роджерс» так же проникновенно, как и его традиционный прототип.
Но каким бы замечательным ни был инструмент, он не раскроется перед публикой без умелых рук музыканта. Тольяттинцам повезло услышать орган в истинном его обличии благодаря виртуозным органистам Владиславу Муртазину и Наджи Хакиму, имеющим огромный профессиональный опыт.
Владислав Муртазин – пианист, лауреат международных конкурсов, заслуженный артист Республики Башкортостан и первый в истории Республики органист. Уже будучи профессиональным пианистом, он постигал орган в Швейцарии и во Франции. Несколько лет работал органистом в протестантской церкви. Зарубежный опыт оставил свой след: в исполнительском стиле Владислава Муртазина отчётливо прослеживаются традиции европейского искусства. Отличные музыкальные данные и блестящее профессиональное образование позволили Владиславу Муртазину выдвинуться в число наиболее ярких музыкантов России. Парижский профессор Моник Дэшоссе сказал о нём: «Владислав Муртазин – музыкант исключительно высокого уровня, наделенный чувствительностью и такой творческой силой, которые делают его артистом первого плана. Он принадлежит к такой плеяде больших русских музыкантов, которым уже ничего не нужно доказывать». А французский журнал «Рiаnо lе mаgаzinе» очень точно описал характер этого «цветка русской музыкальной школы, значительного и таинственного» Муртазина: «С этим взглядом, всегда потерянным в пространстве, с этой особенной манерой отсутствовать, в то же время, находясь рядом, Владислав Муртазин пришел нам передать само сердце музыки, благодаря феноменальному техническому владению и большим чутьем музыкальной архитектоники».
Будучи также блестящим публицистом и доцентом Уфимской государственной академии искусств им. З.Исмагилова, Владислав Муртазин в промежутках между выступлениями рассказывает интересные факты из жизни и творчества композиторов, чьи произведения исполняет. И во всём, что он делает – в его игре, в поведении на сцене, в манере говорить – кроются глубокий личностный подход и полная самоотдача.
В концерте первого органного вечера Владислав Муртазин участвовал не один. При всей своей полифоничности орган, дополненный виолончелью, предстаёт особенно чувственным и тонким. Молодой уфимский виолончелист Аяз Нухов впечатлил тольяттинскую публику своей игрой, выступив в дуэте с Владиславом Муртазиным. Аплодисменты не смолкали после каждого сыгранного произведения, и музыканты щедро одарили слушателей двумя композициями на бис. А благодаря инициативе Тольяттинской филармонии насладиться концертом Владислава Муртазина и Аяза Нухова 27 февраля смогли ещё и жители Жигулёвска.
Бах, Каччини, Шуберт, Брух, Пьяццолла, звучавшие в концерте Муртазина-Нухова, составили классическую часть органный вечеров. Неожиданной и экспрессивной их частью стало выступление французского органиста, теоретика и виртуоза французской органной школы Наджи Хакима. Родившийся в Ливане композитор окончил Парижскую консерваторию. Нет такого органного конкурса, в котором Наджи Хаким не был бы лауреатом! Он завоёвывал первые премии в Гарлеме, Лионе, Страсбурге и многих других городах. До 1993 г. Наджи Хаким был органистом в Базилике Сакре-Кёр – крупнейшем храме Парижа после легендарного Нотр-Дам, а затем – в церкви Святой Троицы. Наджи Хаким является профессором по анализу форм в Болонской консерватории и приглашённым профессором Королевской Академии в Лондоне. Он автор многочисленных сочинений для органа, скрипки, трубы, двух органных концертов, симфонии и многих других сочинений.
Почтительный к слушателям, скромно кланяющийся после исполнения своих произведений Наджи Хаким во время игры неожиданно раскрывается как темпераментный, динамичный и многогранный композитор. В его программе помимо собственных произведений прозвучали сочинения французских композиторов: Куперена, Франка, Вьерна. Но особым сюрпризом для тольяттинцев стала яркая импровизация на тему русской народной песни «Ой, мороз, мороз». Это была импровизация в истинном своём значении. Перед началом концерта музыкант попросил подготовить для него нотную запись любой популярной в России мелодии. Ему вручили её в завершении программы. И через мгновение полный зал филармонии уже наслаждался игрой маэстро и удивлялся рождающейся на ходу, но поразительной по красоте вариации на известную тему.
«Два вечера органной музыки» подарили тольяттинцам незабываемые впечатления от знакомства с уникальным инструментом и встречи с выдающимися музыкантами. Год «Франция – Россия – 2010» открылся в Тольятти очень ярким и выразительным событием в культурной жизни города.
Юлия Шаповалова