Виталий Минчук: «Пока умный собирался, дурак реку переплыл»
Лидер тольяттинских коммунистов, депутат Самарской губернской думы Виталий Минчук ответил на наши вопросы.
– Виталий Сергеевич, первый вопрос вам как депутату губернской думы: что у нас с бюджетом, какие суммы будут выделяться для Тольятти в 2013 году точно и какие — возможно?
– Депутаты от Тольятти, несмотря на свою политическую принадлежность, стараются максимально помочь городу в финансовом плане. Но беда прошлых лет была в том, что не всегда исполнительная власть бежала впереди паровоза, то есть вела она себя пассивно. Подчас даже деньги, которые поступали в городской бюджет из областной казны, не находили свое подтверждение в делах. Сегодня ситуация поменялась. Пришел новый губернатор, у него свои подходы. И впервые нам удалось добиться того, чтобы областной бюджет выделил для Тольятти полтора миллиарда рублей (на дороги, здравоохранение, образование, спорт). Кроме того, в течение года бюджет наверняка будет корректироваться. В губернской думе есть такая форма, как лист ожидания. И там, надеюсь, будет стоять цифра 134 миллиона рублей, которая должна быть направлена на завершение установки приборов учета в многоквартирных домах. Этот вопрос, как говорится, «с бородой», но надеемся, что в текущем году он будет решен положительно.
– И еще будем надеяться, что выделенные бюджетные деньги не уйдут в песок. Но кроме недостаточного финансирования в Тольятти существуют и другие проблемы, какие из них стоят наиболее остро?
– Считаю, что одна из наиболее важных проблем – это потеря 15 процентов леса. Тольятти без этих «легких» нормально жить не может. И эта проблема коснется и наших детей, и наших внуков. Для восстановления зеленых насаждений нужны радикальные меры, и того, что делается сейчас, конечно, явно недостаточно. Более того, городская власть не сможет восстановить лес самостоятельно. Вторая проблема – это работа правоохранительных органов, в частности общественных пунктов охраны порядка. Зачем было рушить годами отлаженную систему? Были оперативные комсомольские отряды, дружинники. Сегодня участковый остался один на один со своей «головной болью», и помощи ему ждать неоткуда. Третья проблема – это проблема транспортная. Были куплены автобусы, но в целом проблема остается. Совершенно непонятна ситуация с троллейбусным парком. Разговоры идут, но окончательного решения нет. Сколько можно обсуждать этот вопрос? Когда власть уже примет хоть какое-нибудь решение?
Есть такая пословица: «Пока умный собирался, дурак реку переплыл». Она как нельзя лучше подходит к медлительности наших чиновников в некоторых вопросах. А что у нас творится на подъездных путях к городу? Едешь из Самары и в районе Зеленовки начинаешь задаваться вопросом, сможешь ты заехать в Тольятти или нет. Во что превратили плотину, она уже вся колышется от перегрузок. Поэтому крайне необходимо строить развязку в районе Жигулевского моря и новый мост в районе Климовки. Без этого наш город нормально развиваться не сможет.
– Виталий Сергеевич, предлагаю поменять вектор нашего разговора.
Скажите, пожалуйста, а что сегодня представляет собой коммунистическая партия?
– В этом году партии исполняется двадцать лет, и буквально через две недели пройдет пятнадцатый съезд КПРФ. И для нас эти события являются определенным рубежом. Да, мы являемся идейными преемниками КПСС. Самое главное отличие от прошлых времен – это демократические подходы. Например, сегодня Геннадий Зюганов не приедет в Тольятти и не снимет Виталия Минчука с должности первого секретаря горкома (это прерогатива местных коммунистов), а вот мы его через наших представителей снять можем. Так что КПРФ меняется, КПРФ не стоит на месте, КПРФ работает. Другое дело, что есть желающие нам постоянно мешать, вставлять палки в колеса. Например, для чего было принято решение о регистрации новых партий? Ответ очевиден – чтобы отнять голоса у оппозиции. Настроения в обществе негативные по отношению к действующей власти, и естественно, власть начинает искать пути, спасать положение, саму себя. И надуманная многопартийность – это борьба с негативными настроениями. В этом году будут выборы в Тольяттинскую городскую думу, и мы прекрасно понимаем, что нам не простят победу 4 декабря 2011 года. Тогда коммунисты впервые заняли первое место, обойдя «Единую Россию». Да, мы отдаем себе отчет, что за нас проголосовали не потому, что наши горожане все поголовно считают себя коммунистами, а потому, что недовольны той политикой, которая проводится в стране и городе. И что делает власть? Сегодня, например, зарегистрированы такие партии, как «Коммунисты России», и даже КПСС – Коммунистическая партия социальной справедливости. Представьте, что будет, если партия с таким названием станет участником выборов любого уровня. Избиратель придет на участок и машинально за нее проголосует, хотя, по идее, должен голосовать за КПРФ.
– Понятно, что действующая власть мешает, но и сами коммунисты отнимают у себя голоса избирателей. Я имею в виду смену поколений, может так получиться, что на ближайшем съезде КПРФ Геннадий Зюганов перестанет быть лидером партии?
– В свое время коммунистическую партию называли «партией престарелых». Но сегодня мы значительно помолодели и людей, которые прошли советскую партийную школу, осталось немного. Что касается смены лидера, скажу честно: кадровый вопрос будет решаться на предстоящем съезде. О результатах скоро все узнают. Более того, до съезда рано говорить, чтобы не сформировать мнение, кто бы сегодня мог заменить Геннадия Зюганова. Есть большая группа секретарей ЦК до сорока лет, есть те, кому за пятьдесят, есть шестидесятилетние. Назову такие известные фамилии: Мельников, Кашин, Новиков. Но если быть до конца честным, то у нас имеются виды и на нашего земляка Леонида Калашникова. У него приличная трудовая школа, он пользуется уважением, воспитывался в детдоме, то есть всего в жизни добился сам. Между тем не стоит забывать о том, каким авторитетом является Геннадий Зюганов не только в нашей стране, но и за ее пределами, в странах ближнего и дальнего зарубежья. Такого авторитета нет ни у кого. Куда бы он ни приехал, везде зеленая улица. Причем неважно, будет это социалистический Китай или капиталистическая Япония. А вот в родном отечестве двери перед ним закрывают. Например, когда он хотел посетить Волжский автозавод в 2007 году, то власть так и не смогла согласовать рабочий протокол встречи. Депутат Государственной думы, руководитель фракции, лидер партии, что здесь такого, если он пообщается с рабочими, скажем, в течение часа? Нет, нашли формальный предлог и не пустили.
– А что касается вас, когда планируете оставить партийную работу?
– Я еще шесть лет назад ставил вопрос о своем уходе. И были зрелые ребята, кто мог возглавить КПРФ в Тольятти. Но кого можно было избрать, они не захотели, а из тех, кто хотел, избирать было нецелесообразно. В прошлом году я уже кардинально поставил вопрос о своем уходе, но тут случился конфликт с Андреем Серафимовым. Он был в числе других в резерве, рассматривался в качестве кандидата на должность первого секретаря горкома, но, видимо, это была определенная проверка на состоятельность, и он ее не прошел. Я буду первым, решил он для себя, и никак иначе. Что ж, теперь он в числе первых, но не в КПРФ. А меня убедили и коллеги Тольятти, и в обкоме, что в этот трудный период я еще
нужен горкому.
– Может так получиться, что на выборах в городскую думу к КПРФ присоединится бывший мэр Тольятти Николай Уткин?
– Скажу так: я планирую с ним встретиться. Но агитировать его было бы с моей стороны некорректно, он должен сам принять решение. Могу сказать, что Николай Дмитриевич был лучшим мэром нашего города, и я не верю, что его заслуженно посадили. На мой взгляд, его подставили. Чтобы закончить эту тему, скажу, что лично я отношусь к нему уважительно. Да, его присутствие среди коммунистов усилило бы позиции КПРФ. Но нужно понимать, что я один этот вопрос решать не могу, это решает горком.
– Тогда как вы оцениваете работу нынешнего мэра Сергея Андреева?
– Я видел, как он работал в Самарской губернской думе. Он показал себя порядочным человеком, который глубоко прорабатывает любой вопрос, его всегда было интересно слушать, парень он умный, возраст хороший, перспективный. Но у него нет за плечами хозяйственной школы, и это для мэра города большой минус. Сегодня рано однозначно оценивать его работу. Должно пройти еще какое-то время, чтобы мы окончательно поняли, повезло нам с мэром или нет.
– Кроме политических оппонентов какие еще у КПРФ есть противники?
– Это прежде всего аполитичность общества. Мы организуем митинг в защиту учителей – на митинге их нет. Мы организуем митинг в защиту отечественной медицины – на митинг не приходят врачи. Сегодня для человека просто прийти на избирательный участок и проголосовать – это подвиг. Как жареным запахнет, сразу идут к коммунистам. Но мы сегодня поставлены в такие рамки, что не можем, например, работать на предприятиях. Если где-то избирается коммунист мэром города, на него сразу оказывается давление. «Ты не можешь состоять в КПРФ, ты должен выйти из ее состава». Как говорил Александр Пушкин: «В России нет закона. Есть столб, а на столбе – корона!» К сожалению, сегодня мало что поменялось.
Савва Раводин