Горнолыжный спуск на Жигулевском Море!
Недавно в Тольятти прошли публичные слушания, на которых чиновники, застройщики и заинтересованные горожане рассматривали проект планировки земель, расположенных северо-восточнее поселка Жигулевское Море. Утверждение проекта планировки прошло довольно гладко. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что это очередная издевка над многодетными семьями.
Как известно, указанную территорию предоставляют льготным категориям граждан под индивидуальное строительство. За 4,5 миллиона рублей ООО «М-Строй» изготовило проект планировки, внешне напоминающий типовые эскизы, к которым прилагалась довольно тонкая папка рекомендаций. Но, как удалось выяснить «ТН», на этой территории есть ряд далеко не типичных проблем, решить которые при помощи компьютерной программы не получится.
Выбранный участок имеет сложный рельеф местности. По сути, все 28 гектаров представляют собой совокупность крутых подъемов и спусков, пересеченных глубокими оврагами. Эту проблему авторы проекта предполагают решить при помощи специальных технологий строительства, которые давно практикуются в горных регионах России. Но если в России зимняя Олимпиада в Сочи – вполне реальный проект, то превращение тольяттинских оврагов в плато для частной застройки – затея из разряда фантастики.
Не меньшей проблемой является и обширный песчаный карьер, на котором когда-то добывали песок. Он занимает треть всей территории, выделяемой льготникам. Ликвидация объекта, по оценкам экспертов, по ценам 2012 года обойдется в 1,4 миллиарда рублей, это почти пятая часть бюджета Тольятти. Однако авторов проекта и это не смутило. Они считают, что эту проблему «можно обыграть каким-либо ландшафтным дизайном или разбить вокруг карьера зеленый сквер». Странно, почему тогда в Тольятти до сих пор никто не обыграл ланшафт чистого поля напротив улицы Комзина, где муниципалитет не может построить даже самый простой детский сад? Апофеозом этой концепции стало еще одно решение, которое проектировщики также предложили в отношении карьера.
Понимая, что ни один бюджет – муниципальный, областной, федеральный – в обозримом будущем денег на ликвидацию карьера не выделит, было предложено решить вопрос за счет частного капитала. Некоему гипотетическому инвестору предлагают построить в карьере полуподземный комплекс (складской или торговый) либо, например, скромный горнолыжный спуск. Очевидно, заработать на нем инвестор сможет за счет многодетных семей, которые согласятся жить не только за Жигулевским Морем, но и рядом со свалкой ядовитых отходов. Свалка промышленных отходов примыкает к границам обсуждаемой территории. Несмотря на то что официально она уже свалкой не является, фактически это спецполигон, пропитанный ядовитыми веществами, и никакой рекультивации земли там не проводилось. Разумеется, проблема свалки, которая более 20 лет не дает покоя местным жителям и где превышены все допустимые ПДК вредных веществ, оказалась за рамками публичных слушаний, которые в прессе получили неожиданно положительные отзывы. У редакции «ТН», напротив, сложилось впечатление, что родиться такой проект планировки мог только у тех, кто уверен в том, что никакого жилья никто там строить не будет (см. комментарии), а проект нужен для того, чтобы освоить бюджетные средства на социально значимой теме. Мало ли таких проектов легло в долгий ящик чиновников мэрии. В связи с этим «ТН» задался простым вопросом: достойно ли проектировщики справились с работой, оплаченной из средств налогоплательщиков?
Комментарии
Георгий Нементов, руководитель управления архитектуры и градостроительства мэрии Тольятти:
– Я согласен с тем, что территория неоднозначная, неровная, но ее нужно как-то осваивать, и первый шаг оказался успешным. Но свою задачу архитекторы выполнили достойно. Это доказывает результат публичных слушаний: 22 человека проголосовали за представленный проект планировки и только 6 – против. Вторым шагом будет проектирование инженерной инфраструктуры и коммуникаций. Эти работы запланированы на 2014 год. Но прежде чем обсуждать недостатки этих земель, нужно учитывать важное обстоятельство – закон обязывает мэрию предоставлять земельные участки под строительство льготным категориям граждан, в частности многодетным семьям, а другой подходящей территории в собственности муниципалитета просто нет. Отталкиваясь именно от этого факта, мы и заказывали проектные работы, несмотря на то, что земля действительно проблемная.
Александр Малахов, архитектор, разработчик проекта планировки:
– Мы не предложили однозначного решения по песчаному карьеру потому, что в существующих реалиях дать один ответ невозможно. Полтора миллиарда на ликвидацию карьера никто просто так не даст, и инвестор, которого еще предстоит найти, остается единственным вариантом. И это не фантастический проект: в России уже сейчас есть опыт по перепрофилированию промышленных карьеров. Ничто не мешает построить в карьере комплекс с подземными этажами или обустроить лыжный спуск. В конце концов, даже если инвестор не найдется, карьер можно обыграть каким-либо ландшафтным дизайном или разбить вокруг него зеленый сквер. Что касается полигона, то уже будущей весной специалисты Роспотребнадзора возьмут там пробы почвы, и только после этого можно будет предметно разговаривать о пригодности окрестных земель к комфортному проживанию. Проект планировки разрабатывался зимой, а брать грунт на экспертизу допускается только в теплый сезон.
Елена Соколова, многодетная мать:
– Я одна из тех, кому предлагали участок на новой территории, но наша семья написала отказ от этой земли. И в результате собралась целая инициативная группа таких же людей. Мы отправили в администрацию протокол нашего собрания, где этот отказ официально зафиксирован. У меня пятеро детей, которые учатся, ходят в детский сад, посещают кружки, а транспортная доступность там никакая. Муниципальные автобусы, заезжающие на Жигморе, выполняют всего несколько рейсов в день, то есть даже не каждый час, хотя в поселке проживает несколько тысяч человек. Кроме того, мы самостоятельно обошли периметр территории, и ровных пятачков там немного. Строить «ласточкино гнездо» ни я, ни мой муж не умеем, да и вообще я не понимаю, как многодетная семья может жить на обрыве, в медвежьем углу. Если детский сад нам еще обещали, то вот добраться в больницу своими силами просто нереально. И раз мы отказались от этой земли, чиновники сейчас отдают ее другим очередникам, а наш вопрос никто решать не хочет, мол, раз написали отказ, то и решайте свои проблемы сами.
Николай Семенов
Источник: «Тольяттинский Навигатор»