Систему дополнительного образования Тольятти ждет доработка
Об этом говорилось на заседании палаты городских округов Самарской области, на которой специалисты департамента образования Тольятти делились опытом в мониторинге сферы допобразования.
В 2008 в Тольятти для дополнительного образования была введена система персонифицированного учета (сертификаты). Он дает право на бесплатное посещение спортивных, научных и культурных кружков.
Основной целью введения такой системы была персонализация оказания услуг и мониторинг системы дополнительного образования. Сертификаты дали ребенку свободу выбора дополнительного образования и позволили нивелировать приписки обучающихся. Ведь до внедрения системы в кружки записывались целые классы, причем мнение ребенка мало кто учитывал. А именно в зависимости от количества детей распределялось и финансирование.
«72% детей зачислились практически целыми классами, что вряд ли свидетельствовало о свободном индивидуальном выборе», — отмечает Татьяна Леснякова, заместитель мэра по социальной политике.
Сертификаты позволили выделить рентабельные направления в системе дополнительного образования. Создали конкуренцию, что способствовало повышению качества оказываемых услуг. Согласно ежегодному социологическому опросу среди родителей за 2011 год: удовлетворены качеством оказываемых услуг учреждениями дополнительного образования 77%, в 2012 году – 85,5%.
«Уже 5 учреждений, имеющие нестабильный контингент обучающихся и низкий результат деятельности, были присоединены к более результативным. На сегодня в Тольятти работают 18 учреждений дополнительного образования», — дополняет Татьяна Леснякова.
Сейчас финансирование кружков основывается именно на количестве поданных в школу сертификатов. Такой учет позволил ввести ряд поправочных коэффициентов, позволяющих стимулировать развитие дополнительного образования в нужном для департамента направлении. Например, поощрение научных курсов, кружков для детей-инвалидов, пишет TLT.ru.
Правда, система не дает возможность контролировать посещаемость и эффективность занятий. Часто дети записываются, но в дальнейшем кружки не посещают. А финансирование идет. Сейчас идет разработка новых методик, которые должны доработать недочеты персонифицированного учета.
Но уже доказавшая свою эффективность тольяттинская система сертификатов в дополнительном образовании вызвала живой интерес коллег из других городов. Для них Департаментом образования города Тольятти будет подготовлена документация и проведен тренинг по внедрению и функционированию системы.
Александр Киров