В Тольятти первую неделю действуют транспортные карты
С 1 августа в тольяттинском общественном автотранспорте привычные бумажные проездные заменила современная транспортная карта. Которую практически невозможно подделать – это основной довод, которым руководствовались чиновники мэрии, принимая решения о введении новой системы.
Представляя ее тольяттинцам, упор делали на то, что использование этой карты очень удобно. Приобрести ее можно в 50-ти пунктах, расположенных по всему городу и непосредственно у кондукторов в автобусах и троллейбусах. Стоимости пластиковой карты, которая по форме и размеру соответствует банковской – 240 рублей. Эти же деньги уже находятся на карте, их владельцу хватит на 20 поездок (стоимость одной поездки в общественном транспорте – 12 рублей). Таким образом, сама карта достается своему владельцу бесплатно. Но так будет лишь до первого сентября, когда стоимость «пластика» будет добавлена к стоимости поездок.
Также с первого сентября студенты и школьники получат возможность льготного проезда – для них будут выпущены специальные карты, которые можно будет приобрести по студенческому билету и справке из школы. Можно будет проехать в автобусах и троллейбусах и по старинке – приобретя обычный, бумажный билет по той же стоимости. Теория, однако, иногда расходится с практикой. Чтобы проверить, насколько удобно пользоваться новинкой, мы решили прокатиться на обычном городском троллейбусе.
Войдя в салон, мы попросили кондуктора показать сами пластиковые карты. Но в наличии их, почему-то, не оказалось. Правда, был большой плакат, с переченем всех адресов, где можно купить карту и пополнить баланс.
В арсенал кондуктора теперь, помимо билетов, входит специальное считывающее устройство. Без него транспорту запрещен выход на маршрут. Работает аппарат от батарейки – уходя с работы, каждый кондуктор теперь обязан поставить его на зарядку. Оплата проезда с помощью карты происходит в одно мгновение. Для этого нужно лишь поднести ее к считывающему устройству.
Но ведь любая электроника способна давать сбои. Не окажется ли так, что, к примеру, ребенка с картой выгонят из автобуса зимой на мороз лишь потому, что дала сбой техника? По всей видимости, такие случаи будут оставаться на совести кондукторов. Сейчас проблем со сложной аппаратурой не возникает – информация с карты считываются всегда, а если карта не читается, значит на ней отсутствуют средства. Но что будет, когда количество владельцев карт возрастет? Ответ на этот вопрос кондукторы не знают. С опаской они ждут и зимнего сезона – вдруг на морозе и впрямь начнутся какие-то проблемы?
Пока же владельцев новинки в тольяттинском транспорте не много – в день на 9 троллейбусном маршруте попадаются 2-3 таких пассажира. И будет ли расти значительно это количество – неизвестно. Ведь раньше, принимая решение о покупке месячного проездного, мы просчитывали выгоду. И брали только в том случае, если купить проездной было выгоднее, чем платить за каждую поездку. Теперь же цена проезда одинакова, что за наличный расчет, что по карте. Получается, что этими же деньгами можно оплатить проезд по старинке, приобретя у кондуктора бумажный билет. А к плюсам новой системы можно отнести только ее «современность».
Так стоит ли овчинка выделки? К этому вопросу мы вернемся через пару месяцев, когда доступными станут первые финансовые итоги работы новой системы. К тому же в сентябре начнут действовать льготные студенческие и школьные карты.
газета Тольяттинский Навигатор