Визитная карточка АВТОВАЗ ПРОО: ответственность и надежность
Во время своей очередной рабочей поездки на промышленную площадку особой экономической зоны «Тольятти» губернатор Николай Меркушкин заявил о необходимости увеличения темпов строительства инженерной инфраструктуры. Это позволит привлечь новых резидентов, а местным строительным компаниям – получить подряды и создать дополнительные рабочие места. Намерение участвовать в этом процессе есть и у ООО «АВТОВАЗ ПРОО», дочерней компании автозавода. С генеральным директором ООО «АВТОВАЗ Производство ремонта и обслуживания оборудования» Николаем Остудиным мы и начали разговор с этой актуальной темы.
Н.О.: Автоконцерн «Дженерал Моторс» – один из якорных резидентов особой экономической зоны – планирует построить в Тольятти завод по производству силового агрегата для автомобилей, производимых на GM-АВТОВАЗ. Уже создано совместное российско-индийское предприятие, готовится проектная документация. ООО «АВТОВАЗ ПРОО» готовит заявку на участие в конкурсе, в котором будет определен генеральный подрядчик по строительству нового завода, монтажу оборудования. Я думаю, что у нас есть серьезный шанс его выиграть. В отличие от организаций, специализирующихся на строительстве, наша компания имеет колоссальный опыт по монтажу самого высокотехнологичного оборудования, а также по его обслуживанию и ремонту.
Наше предприятие было создано в 2000 году на базе ремонтных подразделений различных производств. На обслуживание было передано все вазовское оборудование, а это 647 конвейерных систем общей длиной 241 284 м, 10 транслифтов общей длиной 5 434 м, 136 794 м подкрановых путей, 24 автоматизированных склада, 2 302 единицы грузоподъемного оборудования, в том числе 272 тяжелых мостовых и козловых крана, 1 019 единиц оборудования комплекса LADA Kalina и т.д. Скоро, 8 августа, будем отмечать очередной, 13-й день рождения. За это время сумели на деле доказать, что способны решать задачи по обеспечению бесперебойной работы главного конвейера, по модернизации оборудования, по постановке на производство новых моделей автомобилей LADA. Свой профессионализм и работоспособность коллектив ООО «АВТОВАЗ ПРОО» проявлял много раз. Новой и серьезной работы мы не боимся, мы к ней готовы. А расширение сферы деятельности – это возможность зарабатывать и повышать зарплату коллективу.
– Если вашей компании удастся выиграть конкурс, как будете успевать? Сегодня конвейеры АВТОВАЗа перешли фактически на трехсменную работу, и у ремонтников остается минимум времени для поддержания оборудования в работоспособном состоянии.
Н.О.: В таком режиме работают многие мировые автопроизводители, что позволяет добиваться окупаемости, повышать эффективность производства. На АВТОВАЗе линия В0 и производство новой LADA Kalina работают практически круглосуточно. В связи с чем у нас возникли дополнительные сложности: приходится все ремонтные работы планировать по максимуму на выходные и праздничные дни. И хотя время ограничено, выполнять все необходимые работы получается качественно. Прежде всего за счет высокой квалификации наших специалистов.
– Кроме обслуживания и ремонта у ООО «АВТОВАЗ ПРОО» есть и другие обязательства перед головным предприятием. Какие задачи поставлены на текущий год?
Н.О.: Уже завершаем демонтаж старой окраски в сборочно-кузовном производстве, на освободившихся площадях будет монтироваться новое оборудование для окраски кузовов линейки автомобилей класса В/С. На производстве пластмассовых изделий смонтированы новые термоавтоматы. До конца года должны завершить модернизацию третьей нитки главного конвейера, на которой после январских каникул будут собирать «Приору» и «Самару». Нам же поручена работа по изготовлению 270 универсальных подвесок для автомобилей класса В. В ближайшей перспективе после демонтажа второй нитки главного конвейера предстоит обустроить эти площади под логистику для первой и третьей ниток. Готовимся к монтажу в прессовом производстве автоматической линии «Аида» (Япония). У нас уже есть опыт – в 2009-2010 году специалистами ПРОО при участии всего двух иностранных шеф-инженеров была смонтирована и запущена автоматическая линия KOMATSU, на тот момент это была единственная в России линия по штамповке крупногабаритных деталей с быстрой переналадкой.
Рассчитываем на проекте В/С стать субподрядчиками установки и монтажа оборудования, а в дальнейшем планируем взять его на обслуживание. Начали изучать, знакомимся с особенностями оборудования, которое будет поставляться.
Наряду с этим на нас лежит обязанность по текущему и капитальному ремонту, содержанию всех заводских корпусов. Здесь тоже встречаются «узкие места». В начале июля непогода добавила работы – было повреждено большое количество окон, часть кровли. Чтобы все восстановить, нашим службам пришлось отработать после ливня всю последующую неделю в трехсменном режиме. Что позволило достаточно оперативно привести все в порядок.
– Какой должна быть атмосфера в компании, чтобы надежно работать в условиях ограниченного времени в те дни, когда вся страна расслабляется, отдыхая на праздниках…
Н.О.: Ответственность за порученное дело – самое главное. Если нет ответственности, не будет и результата. Другого отношения я не приемлю. Работать нужно честно, на совесть. И агитировать нужно не на словах, а искать способы, как заинтересовать людей трудиться с полной отдачей. Сегодня у нас в коллективе не просят: «Дайте зарплату», говорят: «Дайте работу». Честно говоря, взять на себя подряды по монтажу и демонтажу оборудования мы решили не от хорошей жизни. Когда объемы работ на второй линии конвейера уменьшились, пришлось хорошенько подумать, чтобы не допустить снижения заработной платы специалистов, занятых ее обслуживанием, а не отправлять их в вынужденный отпуск. Профессионала легко потерять, куда труднее подготовить. Мы просчитали все возможные варианты, нашли возможность привлечь работников на дополнительные работы по монтажу. Благодаря чему у нас основные работники имеют полный заработок даже за последние месяцы, когда происходило постоянное сокращение объемов выпуска автомобилей на второй линии.
Хотя, если вспомнить начало 2000-х, ситуации были разные. Создание отдельного производства ремонта и обслуживания оборудования далеко не у всех вызвало понимание. Были опасения, что из-за реорганизации высококвалифицированный персонал потеряет в зарплате, льготах, не обошлось без митингов и забастовок. Пришлось людей убеждать, что перемены необходимы. Пришлось искать новые подходы в организации и оплате труда, мы первыми на заводе перешли на повременно-сдельную систему оплаты труда. И сегодня мы не останавливаемся, ищем новые стимулы для эффективной работы каждого сотрудника ООО «АВТОВАЗ ПРОО». В частности, есть такой вид поощрения, как персональная надбавка.
Серьезное внимание уделяем обучению персонала, с 2003 года открыт свой учебный класс, в котором ежегодно обучается около 1000 человек. Нам удалось сохранить лучшие вазовские традиции – цеха и бригады ведут трудовое соперничество, регулярно проводятся конкурсы профмастерства. Желающих принять в них участие всегда много, ведь призовые места дают возможность повысить разряд и соответственно – тарифную ставку.
Сплочению коллектива способствуют дни здоровья, семейного отдыха, спартакиады, турпоходы. У «АВТОВАЗ ПРОО» есть своя гоночная секция и команда, которая в 2012 году стала победителем в личном и командном зачетах Russian Racing Championchip в классе «Национальный».
– Скоро исполнится два года, как ПРОО было преобразовано в юридическое лицо и стало дочерней компанией АВТОВАЗа. Обретение самостоятельности – это что лично для вас?
Н.О.: Дополнительная ответственность перед головной компанией, перед своим коллективом. Чтобы и зарплата, и все социальные выплаты и льготы, предусмотренные законодательством и коллективным договором АВТОВАЗа,
предоставляли в полном объеме. В то же время мы получили возможность для заключения новых контрактов, начинаем участвовать в электронных торгах. Занимаемся в городе ремонтом школ – но это не ради прибыли, а в порядке шефской работы. Однако этот опыт тоже нам многое дает, да и в городе на нас начали смотреть по-другому. Именно как на серьезную организацию, способную качественно выполнять взятые на себя обязательства. В прошлом году у ООО «АВТОВАЗ ПРОО» появилась своя «дочка» – ООО «АВТОВАЗАГРО». Сейчас она в большей степени ориентирована на благоустройство территории автозавода. Но я не сомневаюсь, что городом наши специалисты будут востребованы.
Серафима Львова