Тольятти: доходы, расходы, перспективы
Каждый из нас в той или иной степени – экономист. И от того, насколько грамотно мы управляем доходами и расходами, напрямую зависит благополучие нашей семьи. У первого вице-мэра Алексея Бузинного задача масштабнее – благополучие целого города. О перспективах Тольятти, вариантах наполнения доходной части бюджета мы и беседовали с Алексеем Юрьевичем.
– О необходимости участия нашего города в федеральных программах не рассуждает только ленивый, однако не похоже, чтобы этот процесс сильно активизировался. Что-то этому мешает?
– Не могу согласиться с тем, что процесс этот не сильно активизировался. Муниципалитет уже участвует в ряде программ, и есть уверенность, что этот перечень будет существенно расширен. Например, мы очень плотно работаем с министерством природных ресурсов относительно участия Тольятти в федеральной целевой программе «Ликвидация накопленного экологического ущерба», благодаря которой надеемся получить средства на дезактивацию опасных отходов завода «Фосфор». По сути, это новая федеральная программа. Она пока не утверждена, но ее проект находится на согласовании в правительстве. И в том числе благодаря нашей активности программа была разработана.
Есть федеральная программа, связанная с развитием образования, в том числе дошкольного. В ней предусматривается строительство детских садов. Сейчас мы активно работаем над тем, чтобы наш город стал участником этой программы. Первое что надо было сделать – подготовить проекты строительства детских садов. В прошлом году мы выделили средства на эти цели, и сегодня у нас четыре готовых проекта на строительство и один на реконструкцию. Теперь можно готовить официальную заявку.
Активно ведется работа на уровне министерства экономического развития. Государство поддержало моногорода в 2009-2011 годах и теперь выясняет, какие результаты достигнуты. Затем планируется выделение дополнительных средств, которые будут направлены на создание рабочих мест, обучение, обслуживание процентных ставок по кредитам, софинансирование крупных инвестиционных программ. Мы направили письмо с предложениями по нашему городу в рабочую группу по модернизации моно- городов при правительственной комиссии и министру экономического развития Самарской области Александру Кобенко.
– Тем не менее депутаты высказывали упрек, что в городе плохо идет работа по увеличению собственных доходов. Что вы на это скажете?
– У нас действует специальная рабочая группа по увеличению собственных доходов. Сейчас мы вышли на заключительный этап, подготовили проект плана мероприятий, где обозначены основные направления: это, безусловно, вопросы, касающиеся земельного налога и арендной платы за землю, потому что поступления от них на 100 процентов зачисляются в городской бюджет. Ведется работа по актуализации сведений по земельным участкам, чтобы выявлять те, по которым не уплачивается ни налог, ни арендная плата. Мы говорим о том, что собственники нежилых помещений (магазинов, парикмахерских и пр.) в многоквартирных домах тоже обязаны платить земельный налог.
Прецедент уже создан. Мы проводим расчеты платы земельного налога в доле, занимаемой нежилыми помещениями, совместно с Росреестром и Кадастровой палатой. И взяли для примера два объекта в Центральном районе. Рассчитали сумму налога. Получилось по первому объекту чуть больше 100 тысяч рублей за три года и примерно такая же сумма по второму. Владелица одного объекта физическое лицо – налог уже заплатила. Владелец второго помещения, юридическое лицо, платить отказывается. Налоговая инспекция обратилась в суд, и через какое- то время мы получим судебный прецедент. Такие нежилые помещения имеются в 1100 домах. В ближайшее время получим расчетные данные по величине земельного налога в части каждого собственника помещений, эти сведения отправим в налоговую инспекцию. И уже в первой половине текущего года налоговики направят уведомления по уплате земельного налога.
Мы ставим цель увеличить собираемость средств от рекламы – за продажу права за размещение рекламных конструкций и плату за их эксплуатацию. Прогнозируем доход в 400 миллионов рублей. Большой потенциал имеет единый налог на вмененный доход, в частности, от такого вида деятельности, как пассажирские перевозки – такси. По закону это лицензированный вид деятельности. Стоимость лицензии на автомобиль с четырьмя посадочными местами составляет порядка 20 тысяч рублей в год. Если по самым минимальным расчетам у нас 5 тысяч автомобилей задействовано в работе такси, то потенциал может быть оценен в 100 миллионов рублей. Более того, легальные таксисты, которые платят за лицензию, заинтересованы в том, чтобы на уровне города проводилась работа по пресечению деятельности «бомбил».
– И тем не менее приходится констатировать, что принцип «денег всегда не хватает» распространяется и на наш муниципалитет. На что, в связи с этим, в первую очередь будет расходоваться городской бюджет? По каким направлениям придется ужаться?
– Если смотреть структуру консолидированного бюджета вместе с субсидиями и субвенциями, которые к нам поступают из области, то 51% бюджета в размере 6 миллиардов 205 миллионов рублей идет на образование. На втором месте национальная экономика – это ремонт и строительство дорог, субсидии на работу общественного транспорта, утилизация бытовых отходов, реконструкция и строительство детских садов. Там заложен 1 миллиард 858 миллионов ру- блей. Третье место занимает ЖКХ: содержание внутриквартальных территорий, оплата коммунальных услуг – здесь порядка 1 миллиарда 27 миллионов рублей. А ужиматься будем, безусловно, в вопросах, связанных с содержанием органов местного самоуправления. Такая задача поставлена губернатором. При подготовке бюджета на 2014 год мы сократили эти расходы на 24,5 процента.
– Говорят, что Тольятти – город бесперспективный. Так ли это?
– Не знаю, откуда такое мнение, я с ним не согласен. На форумах «Тольятти – город будущего» мы неоднократно демонстрировали проекты, которые у нас реализуются – особая экономическая зона, IT-парк «Жигулевская долина», индустриальный парк на базе предприятий «СИБУРа». Где еще есть такие сильные экономические перспективы? Тольятти продолжает оставаться городом молодых, где средний возраст жителей – 38 лет. Сейчас мы не наблюдаем естественного оттока населения, наоборот, к нам приезжают на работу. Средняя зарплата в экономике составляет порядка 25 тысяч рублей. Благодаря указу президента и действиям правительства Самарской области у нас произошло существенное увеличение зарплаты работников бюджетной сферы. Что важно для горожанина? Ему должно быть комфортно и интересно жить. С последним проблем не возникает. В Тольятти стало больше проводиться мероприятий всероссийского масштаба. В этом году, например, впервые пройдет Всероссийская студвесна. К нам переезжает Первая лига КВН. Может быть, на грустные мысли людей наводит то, что замедлились темпы роста промышленного производства? Да, мы пока не достигли объемов докризисного уровня 2008 года, но предпосылки для этого есть.
– В мэрии довольно часто устраивают презентации для иностранных делегаций, видимо, для того, чтобы убедить инвесторов вкладывать деньги в нашу экономику. Есть ли положительный эффект от этой деятельности? Растут ли объемы инвестиций?
– Еще как растут! У нас наблюдается серьезное увеличение темпов инвестиционной активности. В 2013 году приток капитала к уровню 2008 года составил плюс 25%. Поэтому мы считаем, чем больше иностранных инвесторов, которые готовы вложить деньги в российскую экономику, приедет в наш город для знакомства, тем больше шансов, что их средства будут вложены в Тольятти.
– Чем наш город может быть привлекателен для инвесторов? Да, у нас есть ОЭЗ, «Жигулевская долина», но нет, например, достойного уровня гостиниц, учреждений здравоохранения, полно других проблем, которые могут оттолкнуть привередливых иностранцев. Может ли муниципалитет как-то влиять на это?
– Я думаю, что наш город может быть привлекателен для иностранцев с точки зрения туризма. Мы активно над этим работаем, разрабатываем Концепцию развития туристическо-рекреационного кластера. У нас живописные места, но практически не развита инфраструктура в акватории Волги. Промышленный туризм, популярный в странах Европы, где находятся заводы по производству автомобилей, у нас также возможен. Но все это, конечно, требует колоссальных вложений. А вот с количеством и уровнем гостиниц ситуация на самом деле неоднозначная. Да и цены в них немаленькие. В мэрии создана рабочая группа, которую возглавляет мэр, по обеспечению условий, соответствующих для проживания. В рамках программы развития ОЭЗ правительство РФ предусматривает возможность выделения средств на строительство инженерной инфраструктуры. То есть муниципалитет выделяет земельный участок для строительства жилья, а туда за счет федеральных средств подводятся коммуникации. Мы не можем построить для каждого иностранца квартиру или жилой дом. Нам без участия предприятий, которые находятся в ОЭЗ, готовых размещать своих работников, не обойтись, потому что ресурсы муниципалитета ограниченны.
Словом, проблем еще много и в один присест их решить пока не удается.
– В Тольятти, как, впрочем, и в других городах России, много трудовых мигрантов. Нужны ли они в таком количестве? Не возникнут ли из-за них опасные перекосы?
– Какие перекосы вы имеете в виду?
– Например, есть добросовестные работодатели, которые платят налоги и соблюдают 8-часовой рабочий день, но есть и другие, которые эксплуатируют своих работников по 14 часов в день, не платят им полную зарплату, не перечисляют за них взносы. Тем самым порождается неравная конкуренция.
– У нас установлены квоты на трудоустройство мигрантов. Самарская область занимает одно из первых мест по их величине. Я не думаю, что возникнут перекосы. Есть работа, которую коренные национальности отказываются выполнять. Посмотрите, дворники, уборщики – эту нишу занимают мигранты из ближнего зарубежья. Безусловно, важно, чтобы были созданы условия для полного контроля над количеством приезжающих на нашу территорию людей и были налажены отношения с диаспорами. Мы должны понимать, кто к нам приезжает, с какими целями, и не допустить конфликтов на межнациональной почве. Наш город – один из самых многонациональных, здесь всегда присутствовало много различных постоянно проживающих этнических групп. Поэтому и создана межведомственная рабочая группа, которая занимается вопросами, связанными с межэтническими отношениями.
На мой взгляд, самое ценное – это люди, человеческий потенциал. Если мы сможем привлечь в наш город трудовых мигрантов, которые займут нишу, связанную не только с уборкой улиц, но специалистов, которые займутся инновациями, внедрением новых технологий, вне зависимости от их национальности, то это, вместе с привлеченными инвестициями, даст возможность городу развиваться, обеспечить достойный уровень жизни всем проживающим. И тогда вопрос о бесперспективности Тольятти даже не возникнет.
Елена Харченко
Источник: «Вести региона»