Анатолий Волошин: «Тольятти должен объединить российских автопроизводителей»
«Куда должен двигаться наш город, чтобы развиваться?» Ответ на этот вопрос искали участники заседания Координационного совета, состоявшегося в Торгово-промышленной палате Тольятти. Об итогах встречи рассказал председатель правления городского Эл банка, почетный гражданин Тольятти, сопредседатель Координационного совета ТПП Тольятти Анатолий Волошин.
— Анатолий Парфирьевич, что стало поводом для обсуждения экономических проблем города на таком представительном уровне?
— По случаю 20-летия Торгово-промышленной палаты Тольятти члены Координационного совета решили подвести некие итоги совместной деятельности и наметить перспективы дальнейшей работы. Разговор получился максимально откровенным и конструктивным.
Что касается меня, я выступил с несколькими тезисами. Главный из них в том, что город Тольятти разучился зарабатывать деньги. Мы потеряли драйв. У нас перестали появляться люди, которые поднимают «с нуля» бизнес, участвуют в тендерах и проектах. Мои опасения подтвердил цифрами министр экономического развития Самарской области Александр Кобенко. Еще 15 лет назад доля промышленного производства Тольятти в экономике Самарской области составляла 54%, а сейчас сократилась до 35%. В этой ситуации нам было важно максимально сблизить свое понимание текущего состояния города, региона и страны, осознать свою роль, место и предназначение в происходящих процессах, оценить перспективы и скоординировать совместные действия.
— Вы нередко высказываетесь о потерянном будущем Тольятти. Но жизнь не остановилась: транспорт работает, в больницах лечат, в школах учат, люди где-то работают, покупают автомобили… Может, просто пора сбросить навязанный нам ярлык о депрессивном «моногороде»?
— Дело не в ярлыке, а в самих горожанах. Я живу в Тольятти с 1977 года. Сколько себя помню, город всегда был «устремлен в будущее». Жизнь кипела на оптимизме, авантюризме, сплоченности элиты и любви к городу. Мы жили «позитивным ожиданием будущего». По моим ощущениям этот настрой исчез после 2008 года. Молодежь не остается здесь учиться и работать. Городская элита разобщена. Инвесторы на этом фоне теряют интерес к нашему городу. Я согласен, что Тольятти как-то продолжает жить. Но у нас нет новой модели развития, мы не понимаем, куда идем. Этого понимания нет и в глобальном масштабе. И пока оно не появится, мировую экономику ждет постоянный спад, сопровождаемый болезненными кризисами и потрясениями. Уже сейчас повсеместно прогнозируется существенное замедление темпов роста, в том числе в России. Замечено, что если темпы роста экономики менее 5,5%, ни о какой социальной и политической стабильности в принципе говорить не приходится.
— Тольятти всегда выступал мощным центром стабилизации, а в периоды подъема — локомотивом роста. Что изменилось? А главное, что позволит вернуть наш город в число лидеров социально-экономического развития?
— Я считаю, что нашему городу нужна экономическая модель, позволяющая нам быть успешными. В советские времена города, а в особенности моногорода, создавались вокруг крупных промышленных предприятий. Но тогда спрос формировала государственная система. Мы вошли в глобальную экономику, в мировую систему разделения труда. А АВТОВАЗ стал частью международного концерна «Рено — Ниссан».
Наше относительное благополучие в переходный период было основано на стабильном спросе на продукцию городских предприятий, традиционной социальной ответственности, предприимчивости и креативности местных органов власти, бизнеса, некоммерческих организаций и населения, поддержанных высоким уровнем экономической самостоятельности. Но переходный период закончился. Старая экономическая модель и созданные на ее основе программы, планы и проекты потеряли свою актуальность. Мы потеряли основу сплоченности элиты, смысл совместного существования, стратегию. А вместе с ней лишились и позитивного ожидания будущего. Единая, целостная модель экономического развития распалась на множество сфер деятельности: городское хозяйство, промпредприятия, банки, розничная торговля и проч., действующие сами по себе, зачастую в ущерб друг другу.
Отсутствие ответственности элиты за то, что происходит в городе, неизбежно приводит к централизации бюджетных средств и полномочий, концентрации ответственности на более высоком, государственном уровне. Следствием является потеря самостоятельности, а вместе с ней — социальной активности, предприимчивости и еще большая централизация. Мы уже скоро мэра города не будем выбирать: будут назначать сити-менеджера! Поэтому нам срочно нужна новая модель, стратегия, экономическая основа, предназначение или миссия — называйте, как хотите.
— В чём Координационный совет ТПП Тольятти видит такую модель или стратегию?
— Прежде всего нам нужно сменить представление о нашем городе. Вместо промышленного центра мы должны увидеть в себе центр платежеспособного спроса. Я говорю о потреблении, которое стимулирует производственную сферу и сферу обращения в городе, в регионе и далеко за его пределами. Необходимо сформировать комплекс перспективных направлений развития города, основанных на его индивидуальной идентичности и конкурентных преимуществах.
Мы должны понять, какую ценность может представлять Тольятти для близлежащих территорий, региона, страны. К примеру, мы могли бы стать местом проведения Российского автосалона отечественных производителей. Опыт выставочной деятельности у нас огромный. Если помните, мы проводили Дни Великобритании в России, дни Финляндии в России, уникальный форум «Диалоги 2002», который больше нигде не смогли повторить. Тем более что эта ниша свободна. Московский международный автосалон, проходящий 1 раз в два года, не в счет.
В России нет серьёзного форума субконтрактации для автопрома. А ведь Волжский автозавод до сих пор производит и продает самое большое в стране количество легковых автомобилей, покупает огромное количество материалов, комплектующих и услуг. Тольятти вполне может стать местом проведения такого форума и решать задачи локализации, протекции отечественных автопроизводителей, формирования цен на их продукцию. Сегодня на АВТОВАЗе новый руководитель. Я уверен, что лучшего момента для объединения усилий общественности, городской элиты и завода с целью решения общих проблем и развития города просто не найти.
— Вы упомянули нового президента АВТОВАЗа. В Тольятти к нему пока не сформировалось чётко выраженного отношения. Поделитесь вашим впечатлением от общения с Бу Андрессоном.
— Он производит впечатление решительного человека, подчеркивает, что он бывший военный: четко чеканит фразы, понятно и прозрачно обозначает те шаги, которые намерен предпринять на АВТОВАЗе. В его прямой речи звучит: «Я беру на себя 100 процентов ответственности». Лично я из этого делаю вывод, что он успешный человек. Ведь успешность определяется как раз умением человека брать на себя ответственность. АВТОВАЗ — его репутационный проект, а не возможность заработать.
Честно говоря, Бу Андрессон напоминает мне Полякова. Он сказал, что его единственное хобби — работа. С 7 утра до 9 вечера он проводит на производстве. Полагаю, ему нравится дело, которым он занимается. Он сказал: «Я люблю конкуренцию». Это значит, никаких коррупционных схем, завязанных на личных связях на заводе, при нем не будет. К тому же он возглавлял систему закупок компании GM, а она известна всем как некоррупционная система закупок.
Он открыто говорит о существующих проблемах, которые намерен решать, заявляет, что есть 20 поставщиков, работа которых его не устраивает. Он уже обозначил им жесткие условия сотрудничества, и если они их не выполнят, он заберёт производство этих комплектующих обратно на завод.
На предприятии не хватает квалифицированных и ответственных менеджеров. Андрессона удивляет, что десять лет у нас не проектировались новые машины: это упущенные возможности развития АВТОВАЗа, да и всего отечественного автопрома. Не развивая отечественных моделей, мы, конечно, теряем автомобильную промышленность. Если мы исчезнем как производители отечественных машин, это будет последний гвоздь в крышку гроба российского автомобилестроения.
В конце концов, Бу Андрессон говорит, что собирается сделать завод одним из лучших заводов группы «Рено — Ниссан». Это серьёзное заявление.
— На данный момент Андрессона сложно назвать самым открытым управленцем. Он настолько сконцентрирован на проблемах предприятия?
— По моим личным ощущениям, человек, который ставит столь амбициозные задачи, не станет «воевать» в одиночку. Да, он понимает, как и что нужно сделать на производстве. При этом, говоря о заводе, он всегда упоминает город. Он не отгораживается от городских проблем. Я дважды его переспросил: «Какая нужна помощь?». Он не ответил, и я для себя сделал вывод, что необходима определенная моральная поддержка, денег ему не надо. То есть город должен доверять этому человеку, поверить в стратегию, которую предлагает президент градообразующего предприятия. Нужно, чтобы ему просто не мешали.
Есть одна общая задача для города и завода: нужно объединить усилия и сообща менять нашу репутацию. Я уверен, что у нас останется основа российского автомобилестроения — наши инженеры, отечественные модели и производственная база, которые вполне смогут создать еще что-то подобное «Ниве». В конечном счёте, все мы хотим верить в то, что и с заводом, и с нашим городом всё будет хорошо.
Михаил Грушевский