Дмитрий Богданов: «Бизнес ищет там, где лучше»
Что волнует малое и среднее предпринимательство, по какому пути пойдет в Тольятти развитие бизнеса, чем может помочь предпринимателям бизнес-инкубатор, рассказал руководитель департамента экономического развития мэрии Тольятти Дмитрий Богданов.
– Мы сейчас активно позиционируем работу «Агентства экономического развития» гораздо шире, чем деятельность одного только бизнес-инкубатора, — рассказал Дмитрий Юрьевич. — Функционал последнего прост – отобрать резидентов и работать с ними, помогать им расти и крепнуть. Но помимо этого АЭР готово работать со всем малым и средним бизнесом Тольятти. МСП – как раз его аудитория. Как правильно выразился премьер-министр Дмитрий Медведев, у крупных компаний есть право на звонок. И наш мэр, кстати, в своей предвыборной кампании тоже заявлял, что каждый, кто создает более 50 рабочих мест, может в любой момент прийти к нему на встречу и обсудить волнующие вопросы. Мэр слово держит. Я не раз был свидетелем этих встреч, сам в них участвовал. У малого же бизнеса – свои возможности, и среди них, в первую очередь, возможность найти поддержку на уровне АЭР и департамента экономического развития. Для этого АЭР и работает. Оно готово оказывать предпринимателям помощь разного рода: начиная с предоставления консультаций и обучения сотрудников, заканчивая финансовой поддержкой проектов. Все эти мероприятия мы стараемся проводить здесь, в бизнес-инкубаторе, здесь же сосредотачиваем все инструменты, которыми может воспользоваться предприниматель. Чтобы у людей откладывалось в голове: со своими вопросами, проблемами, идеями я могу прийти сюда, и здесь мне окажут поддержку.
– Насколько, на ваш взгляд, оправдано открытие на базе бизнес-инкубатора общественной приемной уполномоченного по правам предпринимателей? Не дублирует ли она функции Торгово- промышленной палаты, которая, по сути, тоже отстаивает права МСП?
– А все ли проблемы предпринимателей решены? Конечно, нет. А значит, новый инструмент для их решения точно не будет лишним. Тем более тот, который призван координировать работу различных уровней власти. Задача уполномоченного – отстаивать интересы бизнес-сообщества в отношениях с муниципалитетом, субъектом Федерации, государственными структурами. Мы понимаем, что полномочия муниципалитета в некоторых случаях, к сожалению, не полностью позволяют решить проблемы МСП на местах. И взаимодействие с уполномоченным пойдет здесь на пользу. Часть его работы также будет связана с мониторингом и согласованием нормативно-правовых актов, которые могут повлиять на работу субъектов предпринимательства.
– Каковы результаты работы департамента экономического развития и МАУ «АЭР» по итогам 2013 года? Что было сделано в Тольятти для развития предпринимательства?
– Мы работаем комплексно, сразу по четырем направлениям. Это расширение доступа к финансовым ресурсам и развитие микрофинансирования; развитие инфраструктурной поддержки; подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров для МСП; оказание консультационной и информационной поддержки. Количество субсидий расширили с четырех до семи видов. Оказываем финансовую помощь не только стартапам, но и предпринимателям, добившимся результатов – это субсидии на модернизацию производства, возмещение процентов за пользование кредитами. Открыта новая субсидия на организацию групп дневного пребывания детей, и они уже выдаются. Тем самым мы поспособствовали снижению социальной нагрузки, поддержав при этом бизнес. В 2013 году мы, переформатировав программу поддержки предпринимательства, попытались выжать из нее по максимуму. Вычеркнули из списка субсидии, по которым было больше всего нареканий, и те, которые практически сыграли свою роль. Перераспределили деньги, добавив их в многоразовые инструменты Фонда микрофинансирования, увеличив его капитализацию. Мы хотели на каждый бюджетный рубль привлечь больше частных средств и нам это удалось. Было выдано порядка 70 займов на общую сумму 62 миллиона рублей. Фактически мы с этими деньгами будем работать постоянно: они возвращаются и выдаются новым претендентам. Что касается имущественной поддержки, мы провели мероприятия, которые позволили в два раза увеличить число резидентов бизнес-инкубатора и в четыре раза увеличить их оборот. Скоро предъявим сообществу новые интересные проекты. Я могу долго говорить на эту тему.
Считаю, что к главному результату всей проделанной работы можно отнести то, что в Тольятти 49 процентов работающих заняты именно в МСП. Это самый большой показатель в Самарской области. Существенно выросла занятость в микропредприятиях, где численность персонала не превышает 15 человек. В 2012 году в них работали 44,3 тысячи человек, а по итогам 2013-го – уже 50,8 тысячи. Думаю, это хороший результат.
– Дмитрий Юрьевич, на встрече с предпринимателями затрагивалась тема работы с крупными торговыми сетями. Местные товаропроизводители жалуются, что доступ в супермаркеты значительно затруднен, сложно найти рынок сбыта своей продукции.
– Тольятти в этой части выгодно отличается от Самары и других муниципалитетов губернии. У нас доля малого бизнеса в сфере торговли – порядка 50 процентов. «Посадский», «Пеликан», «Елисейский» – тольяттинские. Фактически центры прибыли у них находятся в Тольятти. Они более гибки в работе с местным товаропроизводителем. С удовольствием берут на реализацию продукцию местных аграриев. Мы проводили большую работу практически со всеми ассоциациями и объединениями, чтобы выявить, кто конкретно из успешных тольяттинских производителей, тех, что могут гарантировать качество продукции и имеют определенные заслуги, не может войти в сеть. Мы таких не выявили. «Федоровские пельмени» – в сетях, «Тольяттимолоко», «Данон» – тоже, «Фабрика качества» присутствует во всех сетях, еще и свою развивает. Более мелкие местные производители также в широком ассортименте представлены во всех магазинах.
– Ну и, пожалуй, последний вопрос. На ваш взгляд, какие проблемы сдерживают развитие в городе МСП?
– По большому счету те же, что во всей стране. Одна из самых актуальных – сложность доступа к дешевым деньгам. В Фонде микрофинансирования предприниматели могут получить заем по суперльготной 10-процентной ставке, ни один банк по такой не кредитует. Но вы сами слышали на совещании, что предпринимателям она все равно кажется высокой. Над этим нужно продолжать работать, чем мы, собственно, и занимаемся. Еще одна проблема – нехватка компетенции у руководителей и работников МСП, нехватка доступной и достоверной информации, особенно у начинающих. С одной стороны, бизнес, вроде бы, пошел, а с другой – чем дальше, тем больше вопросов возникает у предпринимателя. Чтобы помочь МСП, мы постоянно проводим консультации – опытные юристы, экономисты, бухгалтеры, сотрудники налоговых и других контролирующих органов, мэрии дают людям всю необходимую информацию, отвечают на конкретные вопросы, объясняют, где и как можно получить финансовую поддержку бизнеса, в том числе за счет грантов и субсидий. Мы постоянно проводим тренинги и семинары. Организовываем форумы и встречи без галстуков, где предприниматели могут познакомиться с успешными практиками. Мы открыты для предпринимателей, готовы оказывать им любую помощь. Но на этом не останавливаемся. Уже думаем над тем, какие еще вопросы мы можем решить на своем, муниципальном, уровне.
Елена Харченко
Источник: «Вести региона»