Этот бренд придуман не вами
История с названием новой модели АВТОВАЗа Lada Vesta, производство которой начнется в сентябре этого года в Ижевске, приобретает детективный характер.
По мнению экспертов, предприятие заплатило агентству BrandLab за работу по неймингу не менее 4 млн рублей. При этом название «Vesta» было предложено еще пять лет назад бывшим сотрудником АВТОВАЗа в ходе конкурса «Народному автомобилю – народное имя».
Вариант «Lada Vesta» Владимир Котов зарегистрировал на сайте автопредприятия 3 июля 2010 года, о чем получил официальное уведомление и номер заявки – 28103. Конкурс, который в 2010 году неожиданно объявил экс-президент АВТОВАЗа Игорь Комаров, получил широкий резонанс. Он длился всего девять дней, при этом участие в нем приняли более 48 тыс. человек.
«Это была ностальгическая история – прекрасная идея Комарова отсылала к эпохе Полякова, когда вазовские рабочие выбирали имя для советского автомобиля «Жигули». Этим объясняется и широкая география участников — электронные письма приходили не только из России, но и из Болгарии, Эстонии, Израиля, Украины, Латвии, Литвы», — вспоминают участники тех событий.
Всего на сайте АВТОВАЗа было зарегистрировано 169 тыс. названий, из них — более 36 тыс. оригинальных (без повторов). Лидером по количеству заявок на конкурс стали жители Самарской области: свои названия предложили более 8 тыс. человек, из них свыше 6 тыс. — тольяттинцы.
Свои варианты предложил, в том числе, и Владимир. В распоряжении «ПН» есть ответ Котову от отправителя presslist@vaz.ru: «Уважаемый Владимир! Спасибо за участие в конкурсе! Ваш вариант Vesta под номером 28103 принят и зарегистрирован 03.07.2010, 14:10». Тогда его идея с не прошла, а победителем стал Павел Захаров из Красноярска, предложивший название «Granta».
Через три года после завершения народного конкурса руководство АВТОВАЗа заказывает разработку нейминга для новой модели (преемнице Lada Priora) одному из крупнейших брендинговых агентств Москвы – BrandLab. По оценкам экспертов, такая работа может стоить не менее 4-5 млн рублей. «Для сравнения, одно из лучших мировых нейминговых агентств Lexicon Branding, которое разрабатывало такие названия как Subaru Outback, Toyota Venza, а также Pentium и Intel Inside, за свои услуги берет $50-100 тыс., — комментируют участники рынка брендинга. — Среди клиентов BrandLab – Газпром, Ростелеком, правительство РФ, а также Volvo и АВТОВАЗ. Скорее всего, ценник у них не меньше, чем у Lexicon».
На сайте BrandLab можно посмотреть в подробностях, как специалисты компании разрабатывали тот или иной бренд и название. Однако в случае с Lada Vesta (как и с Lada Largus – авторство этого имени также стоит за BrandLab) информация крайне скудная: «Этот проект был настолько увлекателен, что требует детального описания — как мы решали задачу и какие результаты получили на выходе. Тем интереснее будет узнать об особенностях проекта, осталось немного подождать». И все, больше никаких деталей.
Дадим слово самому Владимиру:
— Я могу подробно рассказать, как работал над именем Vesta. Сначала перебрал все созвучные названия, встречающиеся в нашем регионе – фонемный ряд, исторический, мифологический. Слово Веста – оно из славянской мифологии, это небесная богиня-хранительница древнейшей мудрости. Уверен, я не один предложил подобное название. Признаюсь, был неприятно удивлен, когда узнал, что автором названия новой модели называют московское агентство.
Я написал письмо в пресс-службу АВТОВАЗа с вопросами: «Что стало с результатами конкурса? Почему объявлено, что это сделала компания BrandLab? Вполне возможно, что имя Vesta регистрировали как минимум пять-шесть работников автозавода. Произошла утечка? Кто-то воспользовался служебным положением и передал результаты конкурса третьей стороне?»
Подумав, Владимир добавляет:
— После завершения конкурса по Lada Granta пресс-служба сообщала, что несколько удачных названий, предложенных конкурсантами совершенно бесплатно, АВТОВАЗ зарезервировал для будущих моделей. Зачем тогда понадобились услуги агентства? Может быть, господину Андерссену стоит приподнять итоги конкурса — вероятно, там будут подходящие названия на 50 лет вперед. И не надо платить агентствам, ведь новый президент автозавода так увлечен темой сокращения расходов. А тут такая экономия!
И еще об экономии. Несмотря на убытки, полученные предприятием в 2014 год (25,4 млрд рублей), АВТОВАЗ объявил тендер на отбор медийного агентства для разработки стратегии продвижения бренда Lada. Начальная цена контракта – 500 млн рублей.
«Вся эта история с Vesta – банальна, все ответы лежат на поверхности, — рассуждает эксперт. — Тем более, что это название не такое уж оригинальноге – под таким брендом в конце 90-х выпускалась российская стиральная машина-автомат.
Что касается отсыла к именам богинь. В одном из эпизодов телесериала «Симпсоны» есть показательная сцена, когда брат Гомера Херб Пауэлл, исполнительный директор автомобильной компании, выговаривает своим сотрудникам за предложение назвать машину в честь греческой богини Персефоны, наказанной пребыванием в царстве мертвых за то, что она съела доверенные ей магические семена плодородия. «Люди не хотят, чтобы их автомобиль назывался в честь голодной древнегреческой бабы! — кричит Херб Пауэлл. — Они хотят такие имена, как «Мустанг» или «Гепард». Дикие и провоцирующие!»
Екатерина Шилова
Источник: газета «Понедельник»