Александр СТРЯПЧЕВ: «В жилищно-коммунальной отрасли нужно навести порядок»
В Тольятти создано общественное движение «Автоград». Одна из основных целей этой организации наведение порядка в сфере жилищно-коммунального хозяйства города. Новое движение представил заместитель генерального директора Управляющей компании № 2 Александр СТРЯПЧЕВ.
Кроме Алесандра Стряпчева, в состоявшейся вчера пресс-конференции приняли участие депутат Тольяттинской городской думы, заместитель председателя совета Общественного движения «Декабрь» Николай Лёксин и председатель ТСЖ «Ленинский, 40» Галина Петрова.
Панацея или стихийное бедствие?
Со слов Александра Стряпчева, большинство горожан ждали капитального ремонта в своих домах как некоей панацеи, но для многих из них он превратился в кошмар. Долгое время могло не быть горячей или холодной воды. Зимой могли отключить отопление. Управляющие компании, хоть и являлись заказчиком работ, формально выполняя роль контролирующей организации, фактически не могли повлиять ни на сроки, ни на качество работ. Зато нареканий и недовольства от жителей управляющие компании получили, что называется, по полной программе. Причина в том, что конкурс по определению подрядчиков проводился министерством ЖКХ Самарской области, им же готовилась вся конкурсная документация. Именно в ней и была заложена эта мина замедленного действия.
— После проведения конкурса на областном уровне стало ясно, что город по окончании капремонта ожидают большие проблемы, сказал Александр Стряпчев. Так и вышло. Например, в УК № 2 в результате аварийных ситуаций, произошедших по вине подрядных организаций, уже к январю 2011 года пострадало личное имущество граждан на сумму около 2 млн рублей. Кроме непрофессионализма подрядных организаций, их сотрудники зачастую проявляли халатное отношение к работе. Например, по дому на Юбилейной, 35, который ремонтировало АТП-5, в нашу управляющую компанию от жителей поступила 91 (!) жалоба с конкретным перечнем достаточно серьезных претензий протечка крыши дома после капремонта и затопление жилых помещений.
Крайние меры
Руководство УК № 2 неоднократно обращалось к подрядным организациям, но ответов, как правило, не получало. «В договорах, заключенных с подрядчиками, не были указаны конкретные сроки устранения нарушений. Мы, составляя акты приемки дома, указывали все замечания, которые касались общедомового имущества, составляли графики устранения недочетов, но все игнорировалось подрядчиками», говорит Александр Стряпчев.
Скоро наступит отопительный сезон, и многие проблемы, которые появились вследствие капремонта, придется устранять управляющим компаниям совместно с жителями. «Уже через два месяца начинается отопительный сезон, а многие недочеты касаются именно отопительной системы. Чтобы не дожидаться дополнительных проблем, мы приняли решение обратиться с иском в суд на недобросовестных подрядчиков с требованием устранения замечаний, заявил Александр Стряпчев. В связи с этим мы обратились в ОД «Декабрь», которое имеет большой опыт в сфере защиты прав потребителей, в том числе и в отрасли ЖКХ. В городском хозяйстве необходимо навести порядок, особенно в сфере ЖКХ, и пересмотреть существующую политику, когда житель платит за все сам. На мой взгляд, во главу угла работы ЖКХ нужно поставить принцип: удобного и комфортного проживания людей. И здесь мы идем навстречу жителям с инициативой совместного формирования тарифов на услуги ЖКХ. С этими целями и создано общественное движение «Автоград».
Николай Лёксин также не понаслышке знает о проблемах тольяттинцев, связанных с капремонтом. «Ко мне, как к депутату Тольяттинской городской думы обращались многие жители города, для которых капремонт стал настоящим стихийным бедствием. Инициатива, поступившая от представителей УК № 2 была всесторонне проработана нашими юристами, и мы пришли к выводу, что это более чем своевременное предложение», считает Николай Евгеньевич.
Пошли в народ
Пытаясь системно решить проблему, в УК № 2 разработали собственный проект договора, в котором предусмотрены и санкции за нарушение подрядчиками графиков выполнения работ, и гарантийные сроки, и резервный фонд, то есть разработан документ, который позволит защитить интересы жителей. «Свою редакцию проекта мы отправили в мэрию, в областное правительство, но ответа так не получили», сказал Александр Стряпчев.
Председатель ТСЖ «Ленинский, 40» Галина Петрова среди «бед» капремонта отметила, что сроки на их доме были затянуты из-за того, что у подрядчиков не было нужного количества рабочих, и их спешно нанимали со стороны. Кроме того, дефектные ведомости, согласно которым проводился капремонт, были составлены без учета мнения жителей и буквально спущены сверху. Всех подобных недочетов и нарушений можно избежать, если конкурс по отбору подрядчиков проводить на местном уровне, но для этого нужно внести изменения в федеральные и региональные законы.
— Столкнувшись с проблемой капремонта, рассказал Александр Стряпчев, мы поняли, что управляющие компании никто слышать не хочет: на наши запросы и предложения реакции не было и нет. Фактически мы с февраля бились за те позиции, которые должны быть при проведении капремонта, если делать его по-людски и для людей. Но ресурса управляющей компании, чтобы внести системные изменения в действующее законодательство явно недостаточно. Поэтому мы решили обратиться к общественности, чтобы сообща решать наболевшие вопросы. К мнению общественности власть еще прислушивается. Общественное движение «Автоград» и создано для координации совместных действий жителей и управляющих компаний по созданию комфортной среды обитания, начиная от беседок и коммунальных тарифов и заканчивая проведением капитального ремонта.
Ольга БАРКАЛОВА