Позиция руководства «Трансаммиака», аффилированного с ТоАЗом, не устраивает воронежское обправительство
Губернатор Гордеев жестко раскритиковал их бездействие после аварии на аммиакопроводе «Тольятти-Одесса» и работу в регионе в целом.
ТоАЗу и аффилированной с ним компании «Трансаммиак», которые пытаются «замять дело» по прорыву аммиакопровода «Тольятти-Одесса», похоже, сделать это не удастся. Алексей Гордеев, губернатор Воронежской области, где 21 июня и произошла крупная авария, возмущен их бездействием. Он «вызвал на ковер» начальника филиала «Воронежское управление» ОАО «Трансаммиак» Игоря Побединского, которому до этого момента удавалось оставаться в тени, и жестко заявил ему, что «позиция, которую заняло руководство компании, абсолютно не устраивает областное правительство». Гордеев намерен добиться от ТоАЗа и «Трансаммиака» не просто денежной компенсации для региона за ликвидацию ЧП и его последствия, но и обязать их вложить средства в обеспечение безопасности аммиакопровода, чтобы на нем не произошло новых аварий.
Как пишет ABIREG.RU, с момента громкой аварии на аммиакопроводе прошло уже более двух месяцев. Инцидент привлек внимание местных чиновников, надзорных и даже правоохранительных органов, которые сразу приступили к «разбору полетов». Единственной стороной, которая продолжает бездействовать и отмалчиваться, остается ОАО «Трансаммиак», которое и было виновником опасной утечки. «Шараш-монтаж», как его охарактеризовал глава Воронежской области.
Прорыв магистрального аммиакопровода Тольятти – Одесса (село Липяги, Терновский район) произошел 21 июня. На следующий день после аварии предельно допустимая концентрация аммиака в 150 м от места протечки трубы была превышена в 29 раз. Выброс привел к серьезному загрязнению воздуха, окрестной почвы и водных источников. Через аммиакопровод транспортировалась продукция ОАО «ТольяттиАзот».
Два месяца, прошедшие с момента аварии, заставили чиновников, в том числе губернатора Алексея Гордеева, убедиться в недобросовестности компании. В этом он уже открыто признался на последнем совещании в облправительстве по данному вопросу. Алексей Гордеев, который вообще имеет привычку открыто критиковать только те компании, которые ведут себя действительно возмутительно, заявил, что «позиция руководства ОАО «Трансаммиак» в сложившейся ситуации абсолютно не устраивает областное правительство».
«Вы работаете в Воронежской области очень плохо. Компания абсолютно социально безответственная. Присутствие здесь аммиакопровода – такого серьезного объекта, опасного для жизни и деятельности людей и в целом нашего хозяйства, – должно в первую очередь выражаться в том, что вы должны контактировать на постоянной основе и с муниципальными районами, где проходит аммиакопровод, и с правительством Воронежской области», – заявил Алексей Гордеев. «Вклада какого-то позитивного мы не видим, хотя знаем, что за продукт вы производите, знаем, что вы получаете сверхприбыли, а «трех копеек» не можете выделить на обеспечение безопасности в районах, по которым вы идете со своим продуктом. Нас это не устраивает. Такого отношения к людям, к области, к власти в Воронежской области мы не потерпим и не допустим», – добавил глава региона. Все это он высказал начальнику филиала «Воронежское управление» ОАО «Трансаммиак» Игорю Побединскому.
Надо отметить, что представители «Трансаммиака» – вообще нечастые гости в облправительстве, даже если совещания посвящены конкретно этой компании. Компания идет на контакт крайне неохотно даже с представителями власти, не говоря уже об общественниках, журналистах и т.д. То есть появление даже менеджера не самого высокого звена – само по себе уже событие. Нужно ли говорить, что речи о визите директора или собственников, очевидно, вообще не идет.
Между тем продолжают вскрываться новые подробности июньской аварии. Например, Ростехнадзор недавно назвал предварительной причиной химической аварии неудовлетворительное качество ремонта воронежским филиалом ОАО «Трансаммиак» своего участка аммиакопровода. Среди конкретных нарушений при ремонте ведомство отметило замену шпилек на старые болты, которые простояли больше 30 лет, и работу шарового крана в режиме малоцикловых знакопеременных нагрузок. Ростехнадзор полагает, что отсутствие контроля со стороны местного филиала ОАО «Трансаммиак» поспособствовало неисполнению обязанностей ремонтного персонала.
В свою очередь, ГУ МЧС по Воронежской области по итогам проверки выявило грубые нарушения обязательных требований, касающихся защиты населения и территорий от ЧС. Выяснилось, что нештатное аварийно-спасательное формирование воронежского филиала «Трансаммиака» даже не относится к силам и средствам постоянной готовности, то есть оно не способно оперативно реагировать на ЧП в силу протяженности аммиакопровода (342 км в Воронежской области).
По данным регионального ГУ МЧС, расстояние от места дислокации спасателей «Трансаммиака» до самой удаленной точки аммиакопровода на территории Воронежской области составляет около 300 км. Время прибытия аварийщиков к этой точке в случае ЧС – внимание! – более семи часов. Это при том, что аммиак – настолько опасное вещество, что счет идет чуть ли не на минуты. Уже сразу после аварии воронежских чиновников озаботил тот факт, что как следует не сработала система оповещения населения. Если быть точнее – этой системы вовсе не было. Избежать большого числа пострадавших тогда помогла счастливая случайность: в селе Липяги в момент аварии находилась глава Терновского района Ирина Белова, которая быстро организовала эвакуацию населения.
Но есть вещи, которые уже не исправить. От прорыва аммиакопровода серьезно пострадали также сельхозугодия и окружающая среда. Руководитель областного департамента природных ресурсов и экологии Алексей Карякин признается, что общая сумма рассчитанного ущерба составила сотни миллионов рублей. А о том, что все эти деньги будут взыскиваться через суд, воронежские власти заявляли уже неоднократно. И, думается, суд вряд ли окажется на стороне нарушителей.
Итого среди сюрпризов от «Трансаммиака»: некачественный ремонт оборудования, отсутствие налаженной системы спасения и оповещения, миллионный ущерб сельхозугодиям и природе и недовольство со стороны всех, кого только можно. Свое слово не сказали разве что правоохранительные органы: там почему-то затягивают с процессуальным решением.
В этой ситуации вообще удивительно, почему руководство «Трансаммиака» не принимает никакого участия в решении ситуации, хотя мирное урегулирование проблемы явно могло бы упростить жизнь топ-менеджменту компании. Хотя до сих пор такие проблемы руководство «Трансаммиака», вообще-то, мало беспокоили. Даже если дело доходило до уголовного преследования.
Известно, что аммиакопровод Тольятти – Одесса находится под контролем химического предприятия «ТольяттиАзот» – расположенного в Самарской области гиганта по производству аммиака и другой химической продукции. Аммиакопровод – сооружение советских времен. Его протяженность – 2195 км, половина из которых проходит по территории России, а другая половина – по территории Украины. Показательно, что ранее российская часть аммиакопровода – ОАО «Трансаммиак» – напрямую принадлежала ОАО «ТольяттиАзот». Однако несколько лет назад «Трансаммиак» был переведен на подставные офшоры. «ТольяттиАзот» на сегодняшний день является самым технологически отсталым заводом в отечественной агрохимической отрасли, работая всего на 2/3 от своего потенциала, но при этом уверенно лидирует по числу нарушений в сфере экологии, промышленной безопасности и охраны труда. За последние четыре года Ростехнадзор выявил на предприятии сотни серьезных нарушений: в 2011 году – около 600, в 2012 году – 200, в 2013 году – еще 300 нарушений.
Основными акционерами «ТольяттиАзота» являются, по данным TLTGorod, семейство Махлаев и швейцарский бизнесмен Андреас Циви. А о них известно много всего нехорошего. На данный момент они заочно арестованы по уголовному делу о мошенничестве в особо крупном размере при реализации продукции на экспорт. Оба Махлая и Андреас Циви находятся в федеральном и международном розыске, как и бывший генеральный директор предприятия Евгений Королев. По оценкам экспертов, в результате мошеннических действий предприятию был нанесен ущерб в размере 550 млн долларов, а государство недосчиталось около 5 млрд рублей налоговых отчислений. В такой ситуации вполне возможно, что собственники «Трансаммиака» (читай – «ТольяттиАзота») не считают нужным заниматься какими-то «пустяками» в Воронежской области, когда у них есть более серьезные «дела». Только вряд ли такой подход к работе устроит представителей Воронежской области, и не факт, что впоследствии чиновники вообще захотят иметь дело с таким партнером.
«Начинаешь разбираться – это же чистый «шараш-монтаж», – уже не стесняется в выражениях Алексей Гордеев и говорит, что «там надо серьезно разбираться на федеральном уровне».
Стоит подчеркнуть, что авария в Воронежской области – не первый резонансный эпизод, связанный с нарушениями норм промышленной безопасности и охраны труда на «Тольяттиазоте» и связанных с ним объектах за последнее время. Может быть, Воронежской области даже повезло, что последствия аварии не такие серьезные, какими они могли быть. Возможно, то, что сейчас делают представители МЧС, Ростехнадзора, прокуратуры и других ведомств, не позволит компании в будущем допустить настоящую трагедию, которая может произойти в любой области, любом селе и любом доме, которым «повезло» с таким аммиачным соседом.
Источник: “Тольятти Плюс”