Леонид Пак: «Даже госорганы нарушают закон»
Руководитель УФАС по Самарской области Леонид Пак – о том, кто, как и для чего нарушает антимонопольное законодательство.
– Леонид Львович, второй год действует Федеральный закон No 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Наверняка уже появились первые судебная и административная практики, поступали жалобы и в антимонопольный орган. С какими вопросами чаще всего обращались в УФАС? Как много и какого рода вынесено решений?
– Обращения к нам связаны в основном с обжалованием решений конкурсных и аукционных комиссий об отказе в допуске к участию в закупке. На втором месте – обжалование участниками закупок положений конкурсных и аукционных документаций, так как в этой документации устанавливаются требования к участникам закупки, не предусмотренные законодательством. Например, наличие свидетельств СРО, лицензий и т.д. Бывают и противоположные случаи, когда участники закупки обжалуют неустановление заказчиками дополнительных обязательных требований, предусмотренных законодательством. Кроме того, в наш адрес поступают обращения и от заказчиков – в случае уклонения участником закупки от заключения контракта или в случае одностороннего отказа от его исполнения. Это повод включить организацию в реестр недобросовестных поставщиков.
Всего же в 2014 году нашим управлением было рассмотрено 605 жалоб, из них 160 признаны обоснованными или частично обоснованными, 445 – необоснованными. Выдано 155 предписаний об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок. По итогам первого полугодия 2015 года УФАС рассмотрело 288 жалоб, из них 78 признаны обоснованными, 210 – необоснованными. Выдано 234 предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Что касается судебной практики, то в прошлом году суды поддержали 85 процентов наших решений.
– По цифрам заметно, что пошел спад. Видимо, заказчики уже вникли в суть дела, меньше стали допускать нарушений…
– Не обязательно. Это может быть связано и с финансированием. Оно, как правило, осуществляется в начале первого полугодия, а все остальные процедуры, предусмотренные законодательством о закупках, начинают проводить ближе к концу года.
– И все же кто он – основной нарушитель антимонопольного законодательства?
– Нарушать его могут и органы местного самоуправления, и государственные органы, и хозяйствующие субъекты, и естественные монополии. Бывает, в поле зрения управления попадают управляющие компании. Как раз сейчас наши специалисты поехали в Тольятти проверять управляющие компании на предмет нарушения антимонопольного законодательства. К нам поступил сигнал, что при вводе в эксплуатацию приборов учета на воду и при их опломбировке с потребителей взимаются дополнительные денежные средства. Такие платы незаконны. Деньги это небольшие – 300-500 рублей. Но если подобные требования начнут распространяться по городу, сумма получится приличная. Проверка покажет, были ли нарушения со стороны управляющих компаний или нет. Если такие факты были допущены, с этим надо разбираться. Конечно, граждане из-за 500 рублей даже судиться не будут, заплатят. Когда мы разберемся, вынесем решение, привлечем к ответственности виновных лиц, кстати сказать, в виде немалого штрафа – тогда граждане будут иметь полное право обратиться к своим управляющим компаниям, чтобы те либо вернули деньги, либо зачли их в какие-то другие платежи, за ту же воду, в конце концов. Но для этого гражданам надо сохранить свои платежные квитанции, подтверждающие факт оплаты соответствующих услуг.
– Леонид Львович, одно из направлений деятельности ФАС – борьба с картельными сговорами. Выявляются ли такие в Самарской области?
– Да, выявляются. В прошлом году мы возбудили и рассмотрели шесть дел в отношении ООО «Оникс», ООО «РусБилд», ООО «АВТОПРОМ», ЗАО «Атлантика Групп», ООО «Роспромторг» и ООО «ЭНЕРГИЯ». Эти компании сговорились между собой, чтобы поддержать цену на аукционах, где разыгрывались строительные подряды. Они не торговались, как это должно быть на самом деле на аукционах, а удерживали цену. И договаривались так, что по высокой цене сначала выиграет одна компания, потом другая и так далее. В действиях этих ООО было установлено нарушение Закона о защите конкуренции. Им были выданы предписания, которые они исполнили в установленный срок. При этом организации были привлечены к административной ответственности по факту участия в картельных сговорах и заключения недопустимых, в соответствии с антимонопольным законодательством РФ, соглашений. Общая сумма наложенных штрафов составила более семи миллионов рублей.
– Буквально месяц-полтора назад должностное лицо департамента городского хозяйства мэрии Тольятти заплатило 30-тысячный штраф за заключение муниципального контракта с участником, занявшим третье место по итогам открытого аукциона в электронной форме. В ходе этого аукциона три компании действовали по схеме «Таран». Суть ее проста: несколько организаций сговариваются, две из них торгуются между собой и при этом резко снижают цену, а затем отказываются от заключения контракта или их отклоняют за несоответствие требованиям, установленным в аукционной документации. В результате этого сговора выгоду получает третья компания, которая, незначительно снизив начальную цену, заканчивает торги с третьим результатом и получает право заключить контракт. В итоге этой истории должностное лицо мэрии наказали штрафом. А вот о тех, кто сговаривался, нигде не говорится, словно они вышли сухими из воды. Понесли ли они наказание?
– Пока ничего сказать не могу. В настоящее время нами ведется административное про- изводство в отношении ООО «Стронг», ООО «РусБилд», ООО «ЭНЕРГИЯ», заключивших антиконкурентные соглашения в рамках открытых аукционов в электронной форме, запрещенные Законом о защите конкуренции. По итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях в отношении указанных организаций Самарским УФАС России будут вынесены соответствующие постановления.
– По данным Самарского УФАС, какова доля участия малых и средних предприятий, так называемых МСП, в поставках товаров, выполнении работ и оказании услуг для нужд госкорпораций в нашем регионе? На ваш взгляд, есть ли необходимость дополнительно стимулировать заказчиков для заключения контрактов с МСП?
– К сожалению, мы такой статистики не ведем, у нас нет таких функций и полномочий. Но мое личное мнение, что, конечно, надо расширять доступ для МСП, чтобы они могли участвовать в различного рода закупках. В принципе, на государственном уровне это делается. Например, Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 года были внесены изменения в Закон о закупках. Установлен годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в размере не менее 18 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок. Соответствующие изменения вносятся и вступают в силу поэтапно. Еще одни изменения внесены в Закон о закупках в июне текущего года – в части установления перечня конкретных заказчиков, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства. В нем также устанавливаются годовой объем такой закупки, перечень этой продукции и так далее. Изменения вступят в законную силу тоже поэтапно – с 1 ноября 2015 года и с 1 января 2016-го.
– С 1 января 2015 года все губернаторы оцениваются по новому критерию – содействию развитию конкуренции на основе Стандарта развития конкуренции в субъектах РФ. Внедрен ли данный стандарт в Самарской области? Какое участие принимает УФАС в реализации поставленных задач развития конкуренции?
– Стандарты в Самарской области еще не внедрены. У нас есть поручение, чтобы мы взаимодействовали с органами субъекта по их внедрению. При губернаторе действует Совет по инвестиционному климату, а в его рамках – рабочая группа, которая занимается вопросами развития конкуренции. Мы в антимонопольном ведомстве на самом деле думаем, что было бы правильнее заниматься реализацией и внедрением Стандарта отдельно, потому что инвестиционный климат – это немного другой показатель, нежели развитие конкуренции. Можно было бы разработать отдельный документ, который бы позволял прописать все детали. Но в сложившейся на сегодняшний день ситуации за это отвечает Минэкономразвития Самарской области.
Хочу отметить, что внедрение Стандарта осуществляется в шести пилотных регионах – Татарстане, Хабаровском крае, Волгоградской, Нижегородской, Ульяновской области и Санкт- Петербурге. Самарская область находится в ряде российских регионов, которые проводят аналогичную работу в инициативном порядке.
Для развития конкуренции в регионах главы субъектов, в соответствии с региональным стандартом, должны сформировать коллегиальный орган для рассмотрения вопросов развития конкуренции, утвердить перечень приоритетных и социально значимых рынков с учетом специфики развития экономики в субъекте, определить системные и отраслевые показатели развития конкуренции, разработать «дорожную карту» по содействию развитию конкуренции в регионе, осуществлять мониторинг конкурентной среды и оценку результатов деятельности органов власти.
Елена Харченко
Источник: «Вести региона»