Анатолий Волошин: «Россия – классная страна!»
Недавно я побывал в Москве на форуме «Россия 2012». Его ежегодно проводит финансовая группа «Тройка Диалог». Традиционно на этот форум приглашают именитых экономистов со всего мира. Глобальная цель Форума одна – привлечь внимание иностранных инвесторов к российской экономике.
Хочу подчеркнуть, что список присутствовавших там специалистов выглядит действительно внушительно: лауреаты Нобелевских премий, известнейшие в мире экономисты и политики. Назову только Нуриэля Рубини – американского экономиста, профессора экономики Нью-Йоркского университета. Он – один из самых авторитетных экспертов в мире по вопросам глобальных финансов. Гордон Браун, занимавший пост премьер-министра и министра финансов Великобритании. Среди россиян назову Германа Грефа, Рубена Варданяна, Петра Авена, Алексея Кудрина, мэра Москвы Сергея Собянина.
Активное участие в форуме принял премьер-министр России Владимир Путин. И вы знаете, что меня поразило? То, насколько естественно и профессионально вёл себя среди этих лауреатов Нобелевских премий и светил мировой экономической науки Владимир Путин. Когда он с ними разговаривал, задавал вопросы, было видно, что он владеет темой разговора, что все необходимые цифры и знания у него в голове. И то, что он говорил гостям Форума, было интересно послушать.
Он обозначил текущее положение России, сказал, что мы достаточно экономически развитая страна, поскольку у нас самый маленький внешний долг среди всех развитых и развивающихся стран с 2000 года в условиях мирового кризиса. Владимир Путин рассказал, что у нашей страны второй показатель по росту ВВП в мире, третий – по величине золотовалютный резерв – 500 миллиардов долларов. Путин напомнил, что мы – единственная страна в мире, которая во время кризиса повышала пенсии. Единственная! Из развивающихся стран только у России свободно конвертируемая валюта. Даже в Китае есть ограничения на конвертируемость юаня. Нас, конечно, подталкивали к тому, чтобы мы отказались от свободной конвертации рубля и ограничили ее, но Россия даже в 2008 году, когда был кризис и доллар пошел в рост, не стала «закручивать гайки».
По итогам 2011 года в России самая низкая за 20 лет величина инфляции – всего шесть процентов. И это можно смело вносить в актив действующего правительства страны. В текущем году уровень инфляции будет снижен до 4 процентов. Бюджет России в 2011 году был закрыт с профицитом и в 2012 году он вновь будет профицитным.
Уровень детской смертности у нас также самый низкий в последние 20 лет, мы постепенно начали выправлять демографическую ситуацию. Выросла продолжительность жизни россиян. И так, за какой показатель ни возьмись – у нас все самое хорошее за 20 лет. То есть экономические показатели, которые демонстрирует наша страна, – можно смело относить к числу серьезных достижений.
Единственный показатель, по которому Россия находится на 120 месте в мире – это инвестиционная привлекательность.
Так почему к нам не идут инвесторы? Причины называются разные: нам говорят, что у нас, мол, не хватает демократии. И тут же уточняют – деньги идут туда, где стабильность. Но ведь для стабильности неотъемлем элемент диктатуры, поскольку демократия в любой момент нестабильна. Вот и получается, что для инвесторов привлекательна демократия с элементами диктатуры.
О чём говорят данные, приведенные Путиным? О том, что на самом деле Россия – классная страна! Рост экономических показателей свидетельствует о том, что правительство перестало работать в «пожарном» режиме, а принимает системные решения. Это очевидно. Фактически задан правильный курс развития России. Но кому-то хочется это направление сменить. Это видно. К чему это приведет? Пока мы видим митинговые страсти. Да, это элемент демократии, когда люди вышли на митинг выразить своё мнение. Они скандируют: «Мы за честные выборы!» А вся остальная страна тогда за какие? За нечестные? Если президентом страны выберут Путина, эти люди скажут, выборы были нечестные?! По логике митингующих выбрать нужно кого-то другого и только при этом условии выборы можно назвать честными! Так это уже чистой воды демагогия. Это расшатывание ситуации. Мы и без событий на Болотной площади и проспекте Сахарова на 120-м месте по привлекательности для инвестиций! Нас обвиняют, что у нас нет демократии, а что, в Китае её гораздо больше?
Демократия, которая была в Древнем Риме, и её модели, всегда были чем-то ограничены. Ограничены тем, что часть решений всегда принимаются определенным классом людей, которые разбираются в ситуации и понимают: как и куда надо двигать государство. Но вы попробуйте закрепить это законодательно. Не получится! Даже в Англии демократия давалась частично. Сначала можно было голосовать только дворянам, потом право голоса распространилось на более широкие слои населения и так далее. Сегодня демократия в США ограничена до минимума. Вы спросите американца: «Как избирается президент США?». Ответа не получите. Они не знают, как это происходит, потому что президент не избирается всеобщим голосованием. Он избирается голосами выборщиков, которых непонятно кто избирает. Может быть, пять-семь процентов американцев об этом знают, но остальные считают, что это они избирают главу государства.
Потому сегодня созрело предложение пересмотреть понятие «демократия». Зачем это нужно? Затем, что сейчас невозможно провести какой-либо непопулярный закон, который, к примеру, понижает социальные гарантии. На следующий день предложивший его политик не сможет претендовать на работу в законодательном органе. За него просто никогда не проголосуют. Это называется «демократия»? Вот потому так накалена обстановка в Европе. Вы думаете первые лица европейских стран не знают что делать? Знают! Но не могут ничего сделать, потому что понимают: разъяренная толпа их завтра же вынесет из парламентов или президентских дворцов.
На форуме Владимир Путин чётко заявил, что в ближайшее время мы должны сделать сто шагов вперёд к инвестиционной привлекательности нашей страны. Россия по этому показателю должна входить в двадцатку лучших. Главное: премьер-министр обозначил механизм осуществления этих ста шагов. Одной из составляющих этого механизма прозвучала очень важная идея – ввести в России понятие «презумпция добросовестности бизнеса». И это не просто идея, а конкретный шаг навстречу бизнесу. Что это означает? Что любое федеральное ведомство или структура, приходя с проверкой, должны считать бизнесмена добросовестным. Даже если он совершил ошибку, то её нужно поправить, но не тащить его сразу в суд. Это очень важный ход и он был сделан в присутствии иностранных экономистов.
Владимир Путин также предложил ввести в стране уполномоченных по защите прав предпринимателей. Есть ведь у нас уполномоченный по защите прав человека, а значит должен быть такой же человек по отношению к бизнесу! Он нужен, чтобы предпринимателя могли защитить в судах, могли оградить от рейдеров. Я как-то приводил пример, когда федеральная структура в ответ на мой призыв к сотрудничеству заявила: «Мы – федеральная структура, мы должны вас проверять и наказывать!» А мне-то казалось, что, поставленная правительством РФ федеральная структура должна развивать регион. Не выискивать что-то и наказывать, а помогать бизнесу развивать регион! Тогда и вопрос коррупции получает другое представление. Можно с ней бороться силовыми методами, но это уже не будет эффективно. На самом деле нужно идти путем воспитания обоих сторон.
Я общаюсь со многими тольяттинскими бизнесменами. Все они – абсолютно адекватные люди. Вы себе не представляете, как много в тольяттинском бизнесе людей, которых можно назвать истинными патриотами своей страны и своего города. Они здесь живут и хотят, чтобы тут было комфортно. У них нет желания совершать экономические преступления. Ведь когда-то мы с вами приняли презумпцию, что любой человек – не преступник, пока судом не доказано, что он совершил преступление. Это нормально. А про любого бизнесмена у нас традиционно думают, что он обязательно что-то скрывает, нарушает закон и проворачивает махинации. Пока мы не избавимся от этого стереотипа – мы не победим коррупцию. Это сегодня наш самый страшный враг! Нужно, чтобы народ это понял, и сами бизнесмены поняли. Только когда давление будет и снизу, и сверху – коррупции не станет.
После выступления Владимира Путина я ещё более укрепился в мысли, что пока у нас абсолютно конвертируемый рубль, пока цены на нефть, газ и лес будут высокими, мы будем накапливать резервы, у нас нет кризиса, о котором говорит Запад. Мы реально, движемся вперёд. У нас хорошие перспективы.
Но вот что я считаю необходимым добавить. Будучи на форуме, я размышлял о выборной кампании мэра Тольятти. Тольяттинцы, уверен, знают, что кто-то, ради достижения своей цели, начал использовать черный пиар: прошел ряд «наездов» на кандидата в мэры Сергея Андреева, разгон его пикетов… Почему на экономическом форуме, посвященном проблемам инвестиций, я задумался о выборах главы муниципалитета Тольятти? Да потому что чёрный пиар, использованный в нашем городе, вредит всей стране. Господа, которые его заказали, вряд ли сообразили, что они оказывают воздействие не на результат выборов мэра Тольятти, а на результат выборов президента России. Ведь использование таких «приемов предвыборной борьбы» выглядят иллюстрацией неспособности власти управлять. Это удар против действующей власти, против Владимира Путина, который на экономическом форуме говорил о проблеме привлечения инвестиций в нашу страну. О каком инвестировании может идти речь, если на этой территории для достижения кем-то своих целей используются такие методы? Чёрный пиар ведет не просто к понижению рейтинга Путина, но и всей нашей страны. Я не знаю к кому с этим обращаться. Мне хотелось бы видеть чистые и красивые выборы. Хотелось бы верить, что выборы мэра Тольятти, выборы президента России – это шаг к дальнейшему процветанию нашей страны.