Тольяттиазот может вздохнуть с облегчением – продажа Одесского припортового завода признана недействительной
Такой поворот дела в принципе на руку российским производителям аммиака, которые используют для его транспортировки трубопровод «Тольятти – Одесса». И в первую очередь для ТоАЗа, который большую часть аммиака отгружает на экспорт через Одесский припортовый завод.
Надо заметить, что после распада СССР к Украине отошла меньшая часть аммиакопровода, тем не менее у тольяттинского завода возникли большие проблемы. Так, в 1998 году украинская сторона в одностороннем порядке сократила экспортную квоту для России на 38,5%. При этом тариф на транспортировку был значительно увеличен. Доходило до того, что ОПЗ прикрывал задвижку для ТоАЗа, отгружая в первую очередь свой аммиак.
Ограничения, как правило, вводились в тот момент, когда цена на продукт на мировом рынке была особенно высокой. Российская сторона настаивала на том, что квоты на перекачку должны зависеть от объемов произведенного аммиака, и в этом случае соотношения должны быть в пользу отечественных производителей – 75% российского и 25% украинского продукта. Однако украинские партнеры не хотели слышать об этом, настаивая на соотношении 50/50. Не принимались во внимание и претензии по необоснованному увеличению тарифа за перекачку и погрузку на суда. Она составляла $22,98 за тонну, для сравнения перекачка одной тонны аммиака по территории Украины была в среднем в 10 раз выше, чем по территории России. Тольяттиазот был вынужден пополнять казну другого государства на десятки миллионов долларов ежегодно. В результате таких действий произошло снижение объемов поставок по аммиакопроводу: в 1999 году из России было поставлено всего 1,42 млн. тонн. Зато экспорт аммиака с предприятий Украины за этот период увеличился почти в два раза.
Барьеры в виде квот и дороговизны тарифов приводили к тому, что ТоАЗу приходилось постоянно держать мощности полузагруженными – вместо 3,5 млн.тонн аммиака производилось два. Все это и подвело Тольяттиазот к необходимости строительства собственного терминала по перегрузке аммиака на Черноморском побережье. Стоимость проекта оценивалась первоначально в 200 млн. долларов США.
Для ОПЗ потеря тольяттинского поставщика грозила потерей миллионных прибылей.В августе 2003 года украинская сторона приняла решение о снижении тарифа на транспортировку аммиака до $2,4 за тонну. Но это уже не могло повлиять на решение ТоАЗа по возведению терминала. Правда, когда стройку начинали, президент корпорации Владимир Махлай вряд ли предвидел, сколько препятствий возникнет на этом пути. И что планам начать собственную отгрузку аммиака с мыса Железный Рог в мае 2005 года не суждено сбыться и в октябре 2009-го.
Приход на Одесский припортовый завод нового собственника, наверняка, повлек бы за собой пересмотр отношений с ТоАЗом. И чем бы это обернулось тольяттинским химикам сказать сложно. Факт отмены конкурса на ТоАЗе не комментируют.
Сергей Михайлов