Главная > Новости АВТОВАЗа Экономика

Стенограмма пресс-конференции на АВТОВАЗе первого заместителя Председателя Правительства РФ Игоря Шувалова

9 октября, 06:15 Экономика

Вечером 8 октября после встреч с руководством АВТОВАЗа, представителями профсоюза и ветеранами завода Игорь Шувалов подвел предварительные итоги работы правительственной комиссии и ответил на вопросы журналистов:

– Два слова о том, как мы на протяжении последних двух дней работаем в Тольятти на АВТОВАЗе. После того, как мы стали понимать ситуацию, складывающуюся на АВТОВАЗе, в целом городе, председателем правительства было принято решение о незамедлительном направлении группы специалистов министерств и ведомств в город Тольятти. И последние дни здесь работают специалисты министерства экономического развития, министерства регионального развития и Минздравсоцразвития. Также последние два дня здесь работают специалисты группы промышленности и торговли. Мы сегодня с товарищами из правительства посетили АВТОВАЗ – различные цеха. И хочу сказать, что ситуация на различных частях предприятия отличается. Мы видели совершенно современные технологические линии и мы видели то, что было построено, когда завод только запускался.

Настроение у людей в целом нормальное, но люди обеспокоены. Поскольку не понимают, что их ожидает в будущем. Они слышат большое количество различных придуманных историй о том, что будет происходить с численностью предприятия. Мы повстречались с работниками АВТОВАЗа – с теми, кто достиг пенсионного возраста, с теми, кто находится в предпенсионном возрасте и с теми, кто еще трудоспособен, кому до пенсии далеко. И мы поделились планами со стороны правительства, и услышали пожелания со стороны трудового коллектива. Исходим из того, что вместе на предстоящей неделе нам необходимо разработать программы занятости для тех, кто будет покидать АВТОВАЗ. И нам самым активным образом придется работать время до Нового года вместе с «Российскими технологиями» и «Рено-Ниссан», для того, чтобы выходить на принятие окончательных решений по технологическому перевооружению и модернизации производства на АВТОВАЗе. В целом, мы считаем, что у АВТОВАЗа есть хорошие, большие перспективы. Реализуются они только после того, как они будут слаженно работать, выполняя наши планы. Такие перспективы у нас реальны, нам надо только вместе работать. Давайте ваши вопросы.

– Игорь Иванович, какие социальные объекты АВТОВАЗа будут переданы в федеральную собственность и соответственно какие средства планируется выделить на эти цели – в частности нас интересует судьба медицинской части АВТОВАЗа.

– Вы знаете, что социальная сфера АВТОВАЗа была составной частью этого предприятия, и расходы на содержание этой сети, безусловно, входят в стоимость автомобиля. Того автомобиля, который продается нашим гражданам. И из-за этого цена становится неконкурентной. Руководство АВТОВАЗа обратилось к правительству с тем, чтобы мы способствовали передаче этих объектов, социальных объектов, включая медсанчасть, из собственности предприятия в муниципальную собственность, в региональную собственность. Некоторые объекты рассмотрели принять на баланс федеральных учреждений. И к настоящему моменту мы пришли к выводу, что 18 объектов мы можем принять в различные уровни власти, муниципальной, региональной и федеральной. И это будет стоить 1, 8 млрд. рублей. Эта работа еще не закончена. Нам надо посмотреть на все учреждения, которые есть на балансе АВТОВАЗа. Проблема это сложная. Мы сегодня встречались с молодыми мамами, у которых дети в детских садах. Мы встречались с теми, кто посещает медсанчасть – они обеспокоены тем, как будет оказываться медицинская услуга, не изменится ли обслуживание и тот принцип цехового обслуживания терапевтами, который на предприятии существует. Мы исходим из того, что ничего не должно измениться в худшую сторону, должно все меняться к лучшему. Но по крайней мере передача в муниципалитет или федеральный уровень власти в этих учреждениях мы должны обеспечить хотя бы тот же уровень обслуживания. Ну, а по деньгам, как я уже сказал, это будет 1,8 млрд. на 2010 год.

– Известно, что правительство Самарской области разработало свой пакет мер для поддержки АВТОВАЗа. Как намерены поддерживать федеральные центры?

– Губернатор выступил с инициативой, которая шире, чем просто поддержка АВТОВАЗа. В этих предложениях есть определенные меры по развитию автомобильного кластера вокруг города Тольятти, по тому, как создавать новые рабочие места, которые в том числе, и не связаны с автопромом. Мы в целом относимся позитивно к таким предложениям. Они сейчас находятся на изучении в министерстве экономического развития. Предварительно с министерством экономического развития я проводил совещание. Мы считаем, что такие меры можно поддержать. Однако они не будут являться исчерпывающими и достаточными для того, чтобы мы в целом могли обеспечить технологическое перевооружение АВТОВАЗа и обеспечить новыми рабочими местами большое количество людей, которые потребуют работу. Поэтому мы считаем, что нам придется эту работу продолжить. Исходим из того, что мы должны временно предоставить тем, кто будет высвобождаться АВТОВАЗом, возможность работать и получать заработную плату по контракту, трудовому договору до двух лет. И в течение этого времени вместе с акционерами, то есть «Российскими технологиями» и «Рено» мы уже будем в состоянии предложить новые рабочие места, которые будут созданы в процессе модернизации.

– Планирует ли государство, независимо от ситуации на АВТОВАЗе, помочь городу в организации какого-нибудь нового производства, не связанного с автопромом?

– Я уже сказал, что мы, безусловно, будем работать. По этому поводу губернатор выдвинул определенные инициативы. Мы с этими инициативами согласны. Однако эти инициативы говорят о занятости в несколько тысяч человек. А город в 720 тысяч человек требует дополнительных рабочих мест, может быть, десятки тысяч. И мы исходим из того, что это автопром и другие возможности, которые будут здесь развиваться. И мы, конечно, будем помогать. Наши федеральные средства для развития программы занятости будем предоставлять.

– Что правительство думает получить от «Рено» в качестве вклада в АВТОВАЗ? Хочется поконкретнее…

– Встречи между акционерами «Российские технологии» с российской стороны и «Рено-Ниссан» со стороны наших зарубежных партнеров проходят постоянно. Сегодня, в том числе, эти встречи проходят. И вы знаете, что на этой неделе председатель правительства встречался и с «Российскими технологиями» и с представителями нашего зарубежного партнера. Наши партнеры подтверждают, что они заинтересованы в развитии АВТОВАЗа. Их инвестиции в АВТОВАЗ носят стратегический и долгосрочный характер. Они подтверждают, что готовы серьезно инвестировать в развитие АВТОВАЗа и предоставить для развития АВТОВАЗа самые современные серьезные технологии. Которые будут оценены, оценены прозрачным способом  – чтобы не было споров по поводу того, сколько такие технологии стоят. И после оценки они будут предоставлены и внесены в капитал АВТОВАЗа. Либо предоставлены по каким-то другим основаниям. Во всяком случае мы исходим из того, что модернизация производства будет основываться в том числе на технологиях, предоставленных «Рено-Ниссан».

– Скажите, пожалуйста, можно конкретизировать, чем вы успокоили сегодня тех, кто на пенсию уже собрались или собираются уйти через два года и всех остальных? Потому что люди после вашей встречи выходили достаточно успокоенными.

– Во-первых, мы выложили все карты на стол. И мне рассказали сотрудники предприятия, почему они взволнованы. Они взволнованы, потому что никто им четко не сказал, какова их дальнейшая судьба, что их ожидает. Называются различные огромные цифры по ожидаемым увольнениям. Могу сразу сказать, что это вранье. Никаких таких увольнений и сокращений на предприятии не планируется. Больше того, всю эту работу мы будем проводить вместе с АВТОВАЗом. Мы – я имею в виду федеральный центр и министерство промышленности и торговли, региональное правительство во главе с губернатором и руководство АВТОВАЗа. Никто не позволит, чтобы такие решения принимались исключительно руководством АВТОВАЗа. Мы исходим из того, что это совместная ответственность. И люди, которые проработали десятками лет и являются ветеранами АВТОВАЗа, должны найти свое достойное место, в том числе обеспечивая технологическое перевооружение на этом предприятии.

Исходим из того, что сокращаться люди будут за счет сокращения мест, на которых работают пенсионеры и люди предпенсионного возраста. Мы договорились, что пенсионерам и людям предпенсионного возраста будут предоставлены возможности работать по трудовому соглашению до двух лет – на других участках. Не там, где они сегодня работают. Им будет предоставлена другая работа. И в первую очередь эта работа будет связана с подготовкой старых цехов под принятие новых технологических линий. Мы услышали, что к такой работе ветераны готовы, они преданны своему предприятию, хотят видеть модернизированным АВТОВАЗ, хотят видеть сохраненным логотип LADA, и мы считаем, что вместе мы эту работу сможем проделать. Я получил указание от председателя правительства добиться того, чтобы люди переводились со своих рабочих мест только тогда, когда будет предложена работа, для работы в другом месте. Поэтому мы сейчас, вот прямо незамедлительно будем работать с руководством АВТОВАЗа и их акционерами, чтобы в ближайшие недели создать возможность, чтобы вышли для работы в цеха люди. И только после этого им предложим поменять место работы. Но это будет в рамках АВТОВАЗа и, как я сказал, работа до двух лет. И мы посмотрели сегодня на успешный опыт  – уже есть такой на АВТОВАЗе  – работают многие люди, эти работы называются общественными. То есть, помимо основного места работы, где они получают заработную плату, имеют дополнительную возможность подработать на самом же АВТОВАЗе, разбирая старые технологические линии. Мы видели, как это происходит. И в совокупности люди имеют возможность поддержать себя и свои семьи.

Мы исходим из того, что это временный период, и в течение года-двух мы должны все вместе сделать так, чтобы ситуация стабилизировалась. Еще раз – эта стабильная в социальном смысле ситуация должна сопровождаться технологическим перевооружением. Мы должны выйти совершенно на другой уровень выпускаемого автомобиля, и для этого есть все возможности. Мы видели сегодня хорошие заделы в научно-техническом центре. Нам только надо научиться эти хорошие разработки, которые предоставляют нам дизайнеры, инженеры… научиться их выпускать в большом объеме. Чтобы это было хорошее качество по доступной цене для россиян.

– Скажите, а юридически как это будет оформлено? Это будет дочка АВТОВАЗа?

– Я могу только вам сказать про предварительное решение. Поскольку окончательное мы будем принимать только после того, как взвесим все за и против. Да, скорее всего это будет дочернее предприятие АВТОВАЗа, которое будет финансироваться в том числе за счет федерального бюджета. Еще раз хотел сказать в заключение, что тот научный центр и научно-производственный центр, который существует на АВТОВАЗе, – аналогов ему вы вряд ли можете найти где-то в восточной Европе. Это единица АВТОВАЗа, которая насчитывает в целом до 5 тысяч человек.

Высокопрофессиональных людей, которые в состоянии придумать и воплощать идеи, которые конкурентны на автомобильном рынке. Проблема в том, что мы не можем их идеи реализовать в массовом производстве. Вот сейчас мы должны вместе с нашими французскими партнерами и исходя из той ситуации, в которой мы находимся, научиться довести это до технологической линии, до конвейера в целом, чтобы машины малобюджетные, среднебюджетные и машины для обеспеченных людей, которые могут позволить себе заплатить за машину свыше 500 тысяч рублей – то есть вся линейка автомобилей была представлена здесь, на АВТОВАЗе.

Виктория Лобода