Главная > Общество

Удар законом по коррупции

1 февраля, 23:28 Общество

Помогает ли новый закон бороться с коррупцией на практике, а не на бумаге.

Несколько месяцев назад, а именно 5 октября 2015 г. был принят Федеральный закон № 285-ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты с целью противодействия коррупции.

Закон был принят с учетом международных Конвенций по борьбе с коррупцией и, по версии законодателя, направлен на дальнейшую активную борьбу с коррупцией, в том числе, путем расширения перечня лиц, которых можно привлечь к ответственности за участие в коррупционных схемах чиновников.

Существенное изменение внесено в понятие личной заинтересованности, под которой теперь понимается возможность получения доходов в виде денег и иных имущественныхвыгод не только самим чиновником, но и состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами, а также  гражданами или организациями, с которыми чиновник либо его родственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

И на первый взгляд это очень важная поправка, которая позволит раскрывать коррупционные схемы, выгодополучателем которых является не только непосредственно чиновник, но и его ближайшее окружение. Ведь именно так, собственно, и появляются  владеющие собственными особняками и дорогими автомобилями  безработные жены и дети чиновников.

Закон также расширил перечень чиновников, обязанных сообщать о возникновении личной заинтересованности.

Казалось бы все это должно значительно помочь нашей стране в борьбе с повсеместной коррупцией.

Но так ли это на самом деле? Законодатель свою работу сделал – закон издал, дальше возникает вопрос правоприменения. Стал ли этот закон действительно работающим механизмом или после опубликования не имеет реального действия, как и многие «неработающие» законы в России.

По прошествии нескольких месяцев можно уже сделать некоторые выводы.

«В своей практике я ежедневно сталкиваюсь с сотрудниками государственных органов и чиновниками разных уровней. И, опираясь на свою практику, могу утверждать, что за последние месяцы ничего не изменилось, коррупции меньше не стало», — говорит юрист Наталья Расулова.

По словам Расуловой,  показательные аресты и обвинения по коррупционным статьям министров, губернаторов и мэров не являются показателем эффективности борьбы со взяточниством, поскольку подобные акции были, есть и будут, так как государству важно продемонстрировать гражданам и международным партнерам, что борьба против коррупции активно ведется и виновные лица привлекаются к ответственности.

«Среди моих клиентов обычные граждане, которые ежедневно сталкиваются с коррупцией со стороны властей, пытаясь получить документы, оформить льготы, зарегистрировать или закрыть бизнес, добиться признания и защиты своих прав в суде, избежать обвинения по сфабрикованным уголовным делам. Чувствуют ли эти граждане себя защищенными в собственной стране от противоправных действий представителей власти, вымогающих и берущих взятки? К сожалению, нет. И я постоянно вижу этому подтверждения», — говорит юрист. 

Наблюдать за действием Закона особенно интересно, отмечает Расулова, поскольку в последнее время в своей работе она все больше сталкивается со случаями, когда представители власти принимают решения, прямо противоречащие закону, незаконно возбуждают уголовные дела или необоснованно и надуманно затягивают решение какого-то вопроса, нарушая тем самым установленные законом сроки, допускают грубые процессуальные нарушения. «Подобные ситуации можно видеть повсеместно, особенно в делах с участием обеспеченных и имеющих связи в высоких кругах лиц», — констатирует Наталья. 

По словам юриста, в таких случаях отсается только обжаловать незаконные решения во всевозможные инстанции, использовать все имеющиеся правовые механизмы и создавать общественный резонанс для того, чтобы привлечь как можно больше внимания к проблеме.

Зачастую придание проблеме гласности играет важную роль, поскольку попытки добиться проведения проверок законности действий представителей власти путем прямых обращений в вышестоящие или правоохранительные органы редко приводят к каким-то результатам. Доказать факты личной заинтересованности должностого лица при принятии того или иного решения самостоятельно не возможно, для этого и существуют правоохранительные органы, которые обязаны оказывать содействие в выявлении правонарушений. Но очень часто никакие проверки по заявлениям не проводятся и на обращение получаешь формальный ответ.

«На мой взгляд, принятием Закона властям как всегда удалось создать видимость активной борьбы с коррупцией. А в действительности никаких положительных изменений не произошло: чиновники продолжают брать взятки и отмывать незаконно полученные средства путем приобретения и оформления активов на имя своих родственников или оффшорных компаний», — резюмирует Расулова.

1 февраля 2016