Главная > Новости АВТОВАЗа Экономика

Просим не драматизировать ситуацию на ВАЗе

20 октября, 08:47 Экономика

С этой просьбой обратился президент ОАО «АВТОВАЗ» Игорь Комаров к журналистам иностранных и российских СМИ, приглашенным на пресс-конференцию с руководством предприятия 19 октября.

– Нам очень важно, что в этот сложный для нас период вы пришли и хотите разобраться, что из себя представляет АВТОВАЗ и почему компания находится сегодня в таком положении, – приветствовал прессу Игорь Комаров. – Даже сейчас мы по-прежнему занимаем первое место в России по продажам. ВАЗ на сегодняшний день единственное в стране предприятие, на базе которого можно производить более полумиллиона автомобилей в год. Сегодня мы представим свое видение задач, которые предстоит решить. В первую очередь – это вывод предприятия на самоокупаемость, включая решение социальных проблем. Затем – модернизация и создание новых производств. Мы рассчитываем, что в результате нашей работы АВТОВАЗ сможет начать новую жизнь. Антикризисный план уже работает, но жизнь вносит в него свои коррективы. Поэтому мы просим вас не драматизировать те изменения, которые зачастую происходят в процессе реализации наших планов. Все может меняться, кроме самого главного: АВТОВАЗ жив и люди здесь работают.

Финансы

О финансовой стороне антикризисного плана рассказал вице-президент по финансам Олег Лобанов. Если в двух словах, то ВАЗ предложил сейчас кредиторам вариант урегулирования долга, который позволит предприятию нормально работать в следующем году. В том числе, и делать новые заимствования в госбанках под разумные проценты. В противном случае, даже ежемесячные процентные платежи сведут на нет все усилия по выводу завода из кризиса. Подробности обсуждать пока бессмысленно, так как если не будет согласован оптимальный вариант, ВАЗ будет вынужден предлагать другие. Впрочем, это не так уж и важно – какой механизм будет использовать государство, чтобы спасти завод от банкротства. Главное, что есть желание спасти.

Сокращения и социалка

О сокращениях численность персонала и социальных аспектах антикризного плана рассказывал снова Игорь Комаров:

– С 1 июля по 15 октября фактическая численность персонала уже сократилась на 6 тысяч человек. Понимая, что в следующем году объем производства составит около 450 тысяч автомобилей, нам нужно приводить в соответствие численность персонала. После январских каникул мы переводим производство «Самары» с первой линии на вторую, где она будет собираться вместе с «классикой». Часть людей, которые не будут задействованы в реконструкции, вплоть до января 2012 года, когда мы надеемся запустить линию по сборке автомобиля на платформе «Рено», не будут иметь работы. У нас образуется временная избыточная численность. Всего 21773 человека. Из них: 9075 пенсионеров, 5267 – предпенсионного возраста. Они являются для нас приоритетом. И при увольнении смогут за счет всех выплат получать 10800 рублей ежемесячно. А при трудоустройстве на общественные работы или найме на АВТОВАЗ по срочному договору их доход вырастет до 15346 рублей.

Еще 7431 – работники трудоспособного возраста. Я называю их временно избыточным персоналом, так как то, что они не имеют конкретных рабочих мест в технологическом процессе, явление временное. И подчеркиваю, что с января 2012 года мы планируем ввести новую линию производства автомобиля на платформе Б0, которая в перспективе будет работать в три смены.

Что принципиально. Первое: на АВТОВАЗе не будет происходить массовых сокращений рабочих трудоспособного возраста. Переговоры, которые ведутся в правительстве, однозначно дают нам такое понимание ситуации. Второе: эти люди не останутся без внимания. Проблемы с их занятостью – это проблемы временные. Понятно, что через два года они получат свои рабочие места. Чем занять их эти два года? Полгода займет переобучение на новые специальности. Плюс собственные программы АВТОВАЗа: реконструкция конвейера, автокомпонентное производство, развитие которого мы планируем с нашими партнерами. Это программа качества, которой мы уделяем особое внимание. Так же у них будет возможность выбрать региональные программы содействия занятости, в частности – особую экономическую зону.

Что касается социальной темы, то в данный момент мы очень активно ведем переговоры с правительством. 1 октября был подписан договор между ВАЗом и мэрией Тольятти о передаче основных социальных объектов. В настоящее время мы ведем работу и надеемся, что финансирование этих учреждений будет включено в федеральный и региональный бюджеты. Для того чтобы все функции этих объектов были сохранены в полной мере. Пока переговоры не завершены.

О планах

О планах развития компании до 2014 года рассказал вице-президент по стратегии Григорий Хворостянов:

– ВАЗ видит следующие приоритетные задачи: сокращение количества выпускаемых платформ, концентрация на 1-2, для достижения окупаемости затрат; восприятие технологий от «Рено», содействие в создании современной компонентой базы; интеграция в глобальный НИОКР.

Препятствия, стоящие на этом пути хорошо известны и характерны для любого предприятия, чье развитие остановилось лет 20 назад. Из сравнительно нового: Григорий Хворостянов заявил о планах по выводу из АО целых производств – металлургическое и кузнечное, опытно-промышленное, пластиковых изделий, выпуск инструмента, механосборка и сборка отдельных узлов и агрегатов. Они являются основой для альянсов с крупными производителями автокомпонентов. Социальная сфера обслуживания работников. переработка отходов, станкостроение. производство промышленных роботов – эти компетенции будут развиваться как самостоятельный бизнес, либо в рамках федеральных программ развития.

Основные цели до 2014 года: сохранить лидерство на рынке; удержать низкую цену на автомобиль; обновить модельный ряд; кардинально повысить качество; обеспечить связную диверсификацию автомобильного кластера.

По долгосрочному плану производства в 2012 году будет выпущено 546000 автомобилей, в том числе 160000 – новых моделей. В 2014 году доля старых моделей снизится до 293000, а новых вырастет до 531000, а общий выпуск вернется к докризисным объемам.

Александр Чернов