Главная > Экономика

Почему снижение тарифов «Транснефти» нецелесообразно: что не так с инициативой нефтяных лоббистов?

3 июля, 15:53 Экономика

Еще весной этого года на нефтяном рынке начался интересный разговор, поводом к которому стало падение уровня прибыли российских нефтяных компаний. Это падение, в свою очередь, было вызвано как конфликтами внутри ОПЕК+, так и пандемией COVID-19, повлекшей снижение спроса на нефть и, как следствие, падение котировок на Brent. И хотя сейчас нефтяной рынок вернулся к своему нормальному состоянию (Brent котируется на уровне выше 40 долларов), интересный разговор так и не стихает. Речь идет о настойчивом желании нефтедобывающих компаний убедить правительство в необходимости снизить тарифы “Транснефти”, анализирует ситуацию на рынке ИARegnum.

Нефтяники, посмотрев на результаты первого квартала 2020 года, уверяют, что правительствунадо отобрать прибыль у транспортной “Транснефти” и отдать ее нефтяным компаниям. А все потому, что в сложившейся ситуации, когда за долгое время российские нефтяные компании, привыкшие к сверхприбыли из-за высоких цен на нефть и низких тарифов на транспортировку, недополучили свои деньги, “Транснефть” свой фиксированный государством тариф получила.

Если посмотреть на картину нефтяного рынка в России, то система работает так: “Транснефть”, вне зависимости от котировок на мировых биржах и мировых или локальных кризисов, всегда работает на фиксированном государственным решением рублевом тарифе. Для нефтяников же все решают свободные рыночные условия: прибыль они получают в долларах, а высокие цены на нефть и вовсе гарантируют им и сверхприбыль. С другой стороны, в кризисные периоды цены на нефть обычно снижаются, и прибыль нефтяников тоже падает, в то время как прибыль “Транснефти” остается более стабильной и страдает в основном только из-за снижающихся объёмов.

Опираясь на логику “мы всегда должны быть в большом плюсе”, нефтяники предлагают экспроприировать доходы “Транснефти” и государства, снизив тарифы на транспортировку. Но, предлагая подобное решение, они забывают о важном: именно прибыль позволяет “Транснефти” не только поддерживать транспортную инфраструктуру, но и модернизировать ее состояние ради безопасности всей индустрии. Кроме того, бизнес-модель “Транснефти” менее гибкая и более сложная: она имеет большое количество постоянных операционных расходов, покрытие которых зависит от постоянного и фиксированного уровня прибыли. Так, “Транснефти” нужно поддерживать в безопасном для экологии и рабочем состоянии трубопроводы (никто же не хочет трагедий, аналогичных Норильску?) и этот расход она не может просто вычеркнуть, в то время как у нефтедобытчиков есть возможность отказаться от части переменных расходов, вроде бурения новых скважин или найма персонала.

Нефтяники в своем желании снизить тарифы “Транснефти” упирают на то, что они завышены, что лишний раз подтвердил коронавирус. По факту, складывается ощущение, что COVID-19 они используют лишь как удобное прикрытие — ведь тарифы “Транснефти”, по сравнительному мировому анализу, оказались самыми низкими в мире. А учитывая специфику проектов компании и условия транспортировки в некоторых условиях (скажем, в зоне вечной мерзлоты) при рыночной, а не фиксированной установке тарифов “Транснефть” могла бы зарабатывать намного больше, однако не делает этого. Наоборот, за последние 3 года ее прибыль сократилась почти на четверть, в то время как прибыль нефтяников выросла более чем на 170%.

Выводы тут очевидны — снижать тарифы “Транснефти”, попавшись на коронавирусную уловку о снижении прибыли нефтяников, опасно и глупо. В текущих условиях правительству было бы логичнее повысить тарифы до рыночных мировых значений, чтобы затем использовать полученную прибыль на модернизацию инфраструктуры и повышении выплат дивидендов в пользу государства.