Рустам Гильфанов советует, как правильно проверять стартап-идеи на перспективность
Одной идеей разработка стартапа не ограничится, – важно создать качественный и востребованный на рынке продукт. Грамотно оценить уровень востребованности нужно ещё на этапе зарождения проекта, как бы самоуверенно вы себя не чувствовали. О способах проверить на пригодность абсолютно любую стартап-идею рассказывает Рустам Гильфанов – сооснователь крупной IT-компании и бизнесмен.
«Исследуйте» интернет
Браузер таит в себе тонны информации, включая выбранную вами концепцию. Вероятно, что кто-то до вас уже занимался похожим проектом и оставил несколько рекомендаций. На ошибках, особенно чужих, учиться полезно. Нужную информацию можно собрать по крупицам, просматривая всевозможные форумы и малоизвестные видео на YouTube. Ищите материалы о юнит-экономике, бизнес-моделях и маркетинге, которые помогут вам лучше познакомиться с миром стартапов.
Проверьте актуальность идеи
Прежде чем с головой бросаться в претворение концепции в жизнь, придется оценить уровень рыночного спроса. Если ваша идея слишком узконаправленная, чтобы заинтересовать достаточное количество людей, или настолько распространённая, что вы затеряетесь в куче похожих предложений – придётся что-то пересмотреть.
Для быстрой оценки спроса не нужно далеко ходить, достаточно просмотреть статистику нужного запроса в поисковиках. Статистика ключевых слов показывает количество показов за месяц, похожие запросы, динамику и сезонность спроса.
Узнайте мнение предполагаемых покупателей
Сколько людей, столько и мнений, и, чтобы создать идеальный стартап, придется выслушать каждое. Чтобы опрос получился массовым и независимым, воспользуйтесь Гугл-опросником, зайдите на специализированные форумы или обсуждения и задайте интересующий вопрос. Опрос незнакомых людей принесет больше объективных отзывов, так как близкие друзья и знакомые не смогут оценить ваше предложение без личного подтекста.
Узнайте «врага» в лицо
Внимательно изучите конкурентов, прежде чем начинать. Важно знать не только слабые стороны соперников, но и их сильные возможности – вы можете перенять у конкурентов несколько полезных привычек и приемов. Не пытайтесь полностью копировать конкурентные предприятия, для привлечения клиентов вам потребуется индивидуальность. Помните: вам придется стать лучшей версией, как соперников, так и самого себя.
Создайте сайт
Воспользуйтесь тем, что люди проводят все время в интернете, так вы не только привлечёте потенциальных покупателей, но и получите полноценный фидбэк, который поможет разобраться в допускаемых ошибках. Чтобы привлечь посетителей на сайт, придётся заплатить за рекламу, но эта вынужденная трата оправдает себя. Зарегистрируйте домен, создайте нужную страницу и не забудьте добавить форму обратной связи. Отзывы и веб-аналитика позволят понять, что вы на верном пути.
Докажите себе, что вы способны зарабатывать
Стартап не принесет основателю ничего, кроме разочарования, если тот не сможет монетизировать проект. Зарабатывать надо уметь, но этому навыку легко научиться. Рассчитайте потенциальный объем рынка, число клиентов, необходимое, чтобы полностью окупить расходы.
Биографическая справка спикера
Рустам Гильфанов – международный инвестор и крупный IT-бизнесмен.
В 2006 году Рустам Гильфанов становится соучредителем крупнейшей международной IT-компании, занимающейся разработкой программного обеспечения в областях финансов, игр и маркетинга.
На данный момент Рустам Гильфанов целиком посвятил себя инвестированию в различные IT-проекты в востребованных областях (финансовые технологии, потоковые мультимедиа), активному вкладу в развитие благотворительных проектов.