Главная > Общество

«Норникель»: Производство новых ледоколов — один из ключевых элементов успешной реализации всех инвестиционных проектов в Арктике

4 сентября, 19:40 Общество

В рамках Восточного экономического форума было подписано трехстороннее соглашение о намерениях по совместному проектированию и строительству новейшего отечественного двухтопливного ледокола, работающего на сжиженном природном газе и дизеле. Партнерами проекта выступили Государственная корпорация по атомной энергетике (Росатом), горно-металлургическая компания «Норникель» и АО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (структура «Роснефти»).

Вопрос о необходимости обновления и пополнения ледокольного флота для транспортировки грузов по Северному морскому пути активно обсуждается в России с 2017 года. По оценкам «Росатома», в течение ближайших 10 лет предстоит строительство не менее шести современных ледоколов, четыре из которых должны работать на сжиженном природном газе (СПГ). Так что исключительная заинтересованность в сегодняшнем соглашении госкорпорации, как основного эксплуатанта судов, совершенно очевидна. Развитие ледокольного флота отечественного производства – один из принципиальных пунктов стратегии «Росатома».

Компания «Норникель» в этом тройственном партнерстве выступает в качестве ключевого потребителя услуги. Российский горно-металлургический гигант, будучи крупнейшим хозяйствующим резидентом в Арктике, активно использует возможности Севморпути и планирует постепенно наращивать объемы грузооборота на этом направлении. Так что для компании, которая в силу короткого периода безледокольной навигации остро нуждается в ледокольных услугах, обновление специализированного флота имеет стратегическое значение. «Компания «Норникель» обладает уникальным флотом судов ледового класса Arc7. Они способны идти самостоятельно через льды Карского моря, но при входе в Енисейский залив и реку Енисей их скорость резко снижается в связи с более твердым пресным льдом. Поэтому мы привлекаем ледокол типа «Таймыр»/ «Вайгач». Но за последние 2–3 года наши потребности во входящих грузах существенно увеличились — это связано с нашим инвестиционным циклом. По результатам прошлой зимней навигации ледовая обстановка была сложной, ледоколов не хватало, их ресурс подходит к концу. Это общая проблема — потребность в ледоколах растет не только у нас, но и у других компаний в Арктике», — отметил в интервью «Ъ» старший вице-президент «Норникеля» Сергей Дубовицкий.

Новый двухтопливный дизель-СПГ-ледокол и должен заменить атомный «Таймыр», который исправно работает в Карском море и Енисейской акватории с 1989 года. Однако в 2029 году старожилу исполнится 40 лет, так что даже с учетом всех капитальных ремонтов его пора выводить из эксплуатации. Согласно проектному техническому заданию, преемник «Таймыра» должен быть более мощным (не менее 30 МВт) и широким, но при этом мелкосидящим, т.к. предельная осадка для работы в Енисейском заливе составляет всего 9,5 метров. Для «Норникеля» принципиально, чтобы новый ледокол отвечал еще и всем требованиям экологической безопасности, поэтому судно должно работать на СПГ — экологически чистом топливе. «Арктика — кладовая природного газа. Мы и сами являемся достаточно крупным производителем газа, объем наших запасов — более 200 млрд кубометров, что позволяет нам рассматривать строительство СПГ-проектов, в том числе для ледоколов», — пояснил Сергей Дубовицкий.

Предполагается, что строительство нового ледокола будет производиться силами третьего участника соглашения – Дальневосточным центром судостроения и судоремонта, входящим в состав «Роснефти». Эта компания оснащена всеми необходимыми для реализации проекта мощностями — от научно-проектировочных (ЦКБ «Айсберг») до судостроительных (судоверфь «Звезда»). Вполне вероятно, что по примеру этого единичного проекта силами «Росатома» и ДЦСС будет создана целая серия новейших СПГ-ледоколов – во всяком случае, потребность в них велика. «Деятельность других компаний в Арктике сейчас только возрастает, очевидно, что производство новых ледоколов — один из ключевых элементов успешной реализации всех инвестиционных проектов», — уверены в «Норникеле». К слову, ГМК и сама готова принять участие в софинансировании проекта с передачей ледокола в эксплуатацию в «Росатом» и одновременным заключением соглашения об оказании ледокольных услуг с «Атомфлотом».