Вибрация от поездов мешает жить
2021 год богат на события в онлайн формате. VIII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Защита от повышенного шума и вибрации», прошедшая в марте, не смотря на удаленный режим участников, была насыщена выступлениями компетентных специалистов из разных стран мира.
В рамках конференции состоялся и конкурс молодых ученых, научными интересами которых являются пути решения фундаментальных научных и инженерных проблем виброакустики, в частности, процессы возникновения и передачи звука и вибрации в сложных инженерных системах и сооружениях.
Способам шумоглушения и виброзащиты с использованием резонансных методов сегодня уделяется пристальное внимание во всем мире. Ведь доказано, что шум и вибрация от поездов негативно сказываются не только на комфорте и качестве жизни. Длительное воздействие на человека этих факторов отражаются на его здоровье. Проблема вибрации недавно была поднята в научно-популярном фильме «Вибрация. Тихий убийца». В нем это явление оценивается как бедствие национального масштаба.
В развитых зарубежных странах негативное воздействие вибрации нивелируется в том числе вибродемпфированием за счет использования конструкционных материалов с большим коэффициентом трения, нанесения на вибрирующие поверхности слоя упруговязких покрытий, преобразование механической колебательной энергии в другие ее виды. Эффективный способ виброгашения — это и установка динамических виброгасителей, уменьшающих уровень вибраций защищаемого объекта.
Японская сеть пассажирской железнодорожной компании JR West меняет обычные дизель-поезда на новые. Главным требованием заказчика к производителям подвижного состава были экономия топлива, снижение шума и вибраций от поездов и электричек. На линии Нюрнберг – Ингольштадт – Мюнхен железных дорог германской федеральной земли Бавария с вибрацией так же борются в том числе с помощью замены подвижного состава электропоездов.
К слову, в Германии вопросы вибро- и шумо-изоляции городских кварталов решается на основе научного подхода уже на этапах проектирования. Плотность станций Мюнхенского метро на 1000 жителей является одной из самых высоких в мире. Благодаря стопроцентной оснащённости станций лифтами, траволаторами и эскалаторами, продуманной системе пересадок мюнхенское метро считается одним из самых удобных в Европе. Но самое важное — учтены неудобства граждан, проживающих вблизи транспортных развязок и станций метрополитена.
В Москве на основе опыта передовых стран мониторинг уровней шума и вибрации так же взят под контроль мэрии. Действует круглосуточная акустическая служба ГПУ «Мосэкомониторинг», измеряющая уровни шума и вибрации от РЖД и МЦД. Постановлением Правительства Москвы принята Концепция снижения уровня шума и вибрации в городе Москвы. В ней реализуется единый подход к решению общегородской проблемы повышенного шума.
Не осталась незамеченной проблема вибрации и в соседней Белоруссии. К решению вопроса виброзащиты населения приложил руку Президент страны Александр Лукашенко. Правда. Для этого потребовались многочисленные жалобы возмущенных граждан.
Но меры были приняты. На участке «Колодищи-Шабаны» была сделана реконструкция путей протяженностью 2,9 км и сделана защита от вибрации от поездов по грунтам.
Белорусы пошли самым простым путем — выкопали ров параллельно дороге и засыпали его специальным щебнем, чтобы убрать волну вибрации от поезда. До реализации этой реконструкции у людей со столов падала посуда. Батька приказал подключиться железнодорожникам, и те поменяли полотно на бесстыковочное. Деньги на ремонт были выделены из резервного фонда.
Все бы хорошо, но лучше бы прогноз по вибрации и шуму от поездов решался не в пожарном порядке, а на этапах проектирования. Прогресс и научная мысль позволяют просчитать последствия эксплуатации транспорта на любом строящемся участке.