Возможности увеличения грузооборота между Финляндией и Россией продемонстрировал проект INFUTURE
Завершился международный проект INFUTURE, посвященный развитию судоходства и грузоперевозок по Сайменскому каналу и Волго-Балту и зримо показавший возможности увеличения грузооборота между Финляндией и Россией, определивший основные направления совершенствования речных судов, наметивший пути развития инфраструктуры и обеспечения расширенного периода безопасной навигации с применением современного оборудования. Проект состоял из нескольких блоков научно-прикладных исследований в области внутреннего водного транспорта, а также включал проведение конференций, круглых столов и других совместных мероприятий.
Одним из актуальных направлений исследований по проекту INFUTURE была тема «Перевозки водным транспортом и потенциальные грузовые потоки». Проблем, требующих своего решения на уровне двух стран, было выявлено достаточно. В их числе – расширение номенклатуры грузов, перевозимых по Сайменской водной системе. Так, из России в Финляндию по Сайменскому каналу в основном перевозится круглый лес (300-500 тыс. т/год); в обратном направлении – анортозит (до 10 тыс. т/год) и некоторые нерегулярные объемы генгруза в виде оборудования. Установлена реальная возможность организации перевозок удобрений из России в порты Саймы в Финляндию и металлолома из Финляндии в Череповец. Однако проблема состоит в разнице гарантированных глубин (по осадке 3,6 м на российских ВВП против 4,35 м на Сайме), а также в короткой и регулируемой централизованно навигации в России. Имеют место и различия в законодательстве Финляндии (ЕС) и России: по внутреннему водному транспорту, по таможенным и пограничным регламентам и процедурам. Также актуальна проблема стареющего флота под российским флагом, замена которому пока незаметна в части проектирования и строительства. В процессе проработки возможных путей совершенствования инфраструктуры ВВП было выдвинуто и обосновано предложение по использованию портовых мощностей города Выборга как порта-хаба для международных перевозок река-море. Такая организация трансшипмента грузов с созданием в структуре порта-хаба совместного российско-финского логистического центра должна способствовать повышению эффективности бизнеса грузовладельцев и судовладельцев.
В ходе работ по направлению «Технологии для развития судоходных ВВП» разработано технико-экономическое обоснование возможности продления навигации в Невско-Ладожском районе Волго-Балтийского бассейна ВВП РФ. Была выполнена экспертная оценка применения передовых навигационных и гидрографических технологий в условиях продленной навигации, подготовлены научно-обоснованные рекомендации по внедрению современных технологических решений, в том числе и цифровых. Кроме того, был организован и проведен долгосрочный натурный эксперимент по применению речных плавучих навигационных знаков инновационной конструкции, способных сохранять свои технические и эксплуатационные свойства в условиях круглогодичной навигации.
В рамках другой важной темы проекта INFUTURE «Концептуальные проекты судов внутреннего плавания» был представлен целый ряд перспективных проектов судов. Так ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова выдвинула проект контейнеровоза река-море плавания для линии Лаппеенранта-Москва. Длина и ширина этого судна ограничиваются перспективными габаритами обновляемых шлюзовых камер на Сайменском канале, а осадка ограничивается максимальными осадками на российских ВВП. Компания ООО «Морское инженерное бюро» разработала эскизный проект нового судна-лесовоза. Были научно обоснованы и предложены две формы обводов корпуса нового судна с учетом различных ледовых условий эксплуатации судов на Сайменском канале. Партнерами проекта INFUTURE из Университета Аальто и компанией «Акер Арктик Технолоджис» также были представлены эскизные проекты будущего поколения судов для внутреннего плавания в зимних условиях в районе Саймы и Волго-Балта. Партнерство «Айлот» и её соисполнитель ООО «Терминал Святого Петра» в свою очередь представили новое универсальное судно смешанного плавания, которое уже строится партнерами терминала. Следует отметить, что единого мнения о том, какой проект судна оптимален, пока нет. Помимо проектов судов в этом блоке специалисты ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова разработали новый программный комплекс для моделирования безопасного маневрирования движения судна на сложных судоходных фарватерах. Данный микросимулятор как универсальный инструмент может быть использован для оценки управляемости судов, проектируемых и за рамками проекта INFUTURE.
В конце ноября-начале декабря в формате онлайн состоялась заключительная международная конференция по проекту INFUTURE «Внутренние водные пути – шаг к переходу на «зелёные» технологии». Рассматривались итоги проекта, пути повышения экологичности ВВТ, возможности и потенциал развития внутреннего судоходства, а также лучшие практические инновационные решения в этой области. В конференции приняли участие более 90 человек, а среди выступавших с докладами были специалисты не только стран-участниц проекта, но и гости из Германии, Франции, Нидерландов, а также представитель Еврокомиссии.
Подробнее с презентациями можно познакомиться по ссылке.