Главная > ЖКХ

Общественный контроль как стимул реформы ЖКХ

5 июля, 12:54 ЖКХ

4 июля состоялось пленарное заседание Общественной палаты Самарской области на тему «Общественный контроль в сфере ЖКХ».

В заседании приняли участие представители министерства энергетики и ЖКХ Самарской области, Государственной Жилищной инспекции и Управления Роспотребнадзора по Самарской области, представители всех городским округов и муниципальных районов области, представители общественных организаций.

Председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ Виктор Часовских обозначил проблему: «Население недовольно ходом проведения реформы, недовольно ее результатами. Количество обращений граждан в различные структуры исполнительной и представительной власти по вопросам ЖКХ составляют от 58 до 67% от количества всех обращений».

Проблем в сфере ЖКХ много, и практически все они лежат на поверхности: неисполнение условий договоров управления и обслуживания многоквартирных домов со стороны управляющих компаний, их нежелание отчитываться о проделанной работе и израсходованных средствах собственников; проблемы, связанные с начислением платы за коммунальные услуги (так называемые «нулевые» или «резиновые» квартиры, «холодная горячая вода» и др.).

Недовольство населения тарифами (для примера: стоимость одного кубометра холодной воды в различных городах области: Самара – 14,36 руб., Октябрьск – 24,89 руб., Кинель – 23,61 руб.) и некачественными услугами нередко выливается в «голосование рублем»: по состоянию на 1 июля 2012 г., задолженность ресурсоснабжающим организациям по области составляет 5 371 млн. руб., в том числе просроченная (свыше 2-х месяцев) – 3 537 млн. руб.; долги населения – 5 760 млн. руб., в том числе безнадежные (свыше 3-х лет) – 234 млн. руб.

Свои специфичные проблемы есть у малых городов и сельских поселений: с одной стороны, частные управляющие организации очень неохотно идут в такие муниципалитеты, с другой стороны, нежелание местных властей пускать в «свои» районы представителей других компаний, приводит к отсутствию конкуренции и, как следствие, к отсутствию стимула для УК улучшать качество обслуживания.

По мнению членов Общественной палаты, структура общественного контроля в области должна включить в себя Общественный Совет при Губернаторе, Общественную палату области, Общественный Совет при Самарской Губернской Думе, депутатский корпус, общественные советы при главах муниципалитетов. Кроме того, предлагается создать Региональный информационно-методический центр по вопросам реформирования ЖКХ либо выделить обособленную структуру в министерстве энергетики и ЖКХ.

Безусловно, важное место в системе общественного контроля должны занять ТОСы, советы многоквартирных домов, а также общественные организации, занимающиеся вопросами ЖКХ. Например, перспективным выглядит молодежный проект «Все дома», одним из партнеров которого выступает Фонд содействия реформированию ЖКХ; цель проекта – подготовка общественных контролеров в сфере ЖКХ.

«Создав эффективную систему общественного контроля, мы в значительной мере снимем нагрузку с органов местного самоуправления в решении вопросов ЖКХ, предоставив им это время и силы для решения задач развития территорий, других социально значимых задач», – уверен Виктор Часовских.

О том, что общественный контроль в сфере ЖКХ необходим, говорили все выступающие. Областное министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства заинтересовано в создании эффективной системы общественного контроля, – уверил не так давно возглавивший министерство Сергей Крайнев. С министром согласился и первый заместитель главы г.о. Самара Юрий Ример, подчеркнув, что такую систему невозможно создать «сверху», только за счет административного ресурса, важна инициатива, исходящая от самих жителей. Так, создание советов МКД ни в коей мере не может быть самоцелью: население должно убедиться, что советы – действительно эффективный инструмент влияния на управляющие организации.

По мнению многих членов заседания, настало время законодательно установить ответственность, вплоть до уголовной, управляющих организаций. В первую очередь речь идет о ситуациях, когда «обанкротившаяся» УК исчезает с рынка, собрав средства с населения, но оставив многомиллионные долги перед ресурсоснабжающими организациями.

По итогам состоявшегося заседания принят ряд решений. В частности, Правительству Самарской области рекомендовано рассмотреть вопрос о возможности разработки и принятия областной целевой программы по правовому просвещению граждан в сфере ЖКХ, а также о возможности создания регионального информационно-методического центра (на который будет возложена задача информационного сопровождения реформы ЖКХ, оказания методической и координационной помощи органам местного самоуправления, общественным организациям) и Общественного совета при Губернаторе по организации контроля за отраслью ЖКХ. Самарской Губернской Думе рекомендовано разработать и принять Закон Самарской области об общественном контроле за сферой ЖКХ. Органам местного самоуправления общественники рекомендовали принять муниципальные программы по правовому просвещению граждан в сфере ЖКХ и содействовать в составлении и доведении до жителей общественного рейтинга управляющих компаний.

Александр Киров