План спасения АВТОВАЗа
Стали известны подробности участия федерального правительства в областной программе по стабилизации ситуации на АВТОВАЗе и в городе Тольятти.
В понедельник вечером на пресс-конференции, состоявшейся после встречи с рабочими АВТОВАЗа, первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов разграничил уровни ответственности за вывод предприятия из кризиса между федеральными и региональными властями.
Российское правительство исходит из того, что необходимо помогать всей автомобильной промышленности в целом – и ВАЗу, и КАМАЗу, и ГАЗу. А программы по выводу из кризиса каждого конкретного предприятия должны быть разработаны и реализованы региональными властями. При этом Игорь Шувалов подчеркнул, что в Самарской области этот проект создан, он был рассмотрен и одобрен Правительством России.
Выступавший следом губернатор области Владимир Артяков лишь слегка коснулся этой темы, так как на тот момент решение еще не было принято:
– Это совместный проект Правительства области и Правительства Российской Федерации. Поскольку идут только предпроектные работы, в губернском бюджете мы средства на это пока не планировали. Как только появится понимание, как в этом случае будет действовать федеральный центр, какой ресурс к нам может поступить, мы будем изыскивать собственные ресурсы для того, чтобы этот проект начал финансироваться. Создание особой экономической зоны – один из приоритетов для развития не только АВТОВАЗа, но и города, и экономики Самарской области.
Во вторник, после заседания комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики, стали известны подробности федерального участия в областной программе.
Программа, предложенная губернатором Самарской области, была поддержана премьером России Владимиром Путиным, подписавшем постановление «О дополнительных мерах по снижению напряженности на рынке труда Самарской области».
В соответствии с ним, бюджету Самарской области будет дополнительно выделено в виде субсидий 5 млрд рублей: 712,6 млн рублей в этом году и 4190,3 млн рублей в 2010 году. Эти средства пойдут на выполнение программы, предложенной губернатором Владимиром Артяковым и направленной на снижение напряженности на рынке труда региона, а именно на обеспечение занятости 14,5 тысяч работников ОАО «АвтоВАЗ».
В постановлении, подписанном премьер-министром РФ Владимиром Путиным, указывается, что деньги выделены «на оплату труда работников, на оплату стоимости профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, на материально-техническое обеспечение работ по уборке, ремонту производственных помещений, демонтажу оборудования и иных видов временных работ, выполняемых работниками».
Субсидии рассчитаны, исходя из возмещения расходов на оплату труда работников по 17,9 тысяч рублей в месяц на одного человека. А также на оплату профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации – из расчета 26,8 тысяч рублей на человека. Критерием эффективности использования субсидии является снижение напряженности на рынке труда Самарской области путем обеспечения занятости работников ОАО «АвтоВАЗ» в количестве не более 14 651 человека.
Правительству Самарской области поручено до 15 ноября представить в министерство здравоохранения и социального развития РФ уточненную программу дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда региона.
В понедельник же Игорь Шувалов рассказал сначала работникам АВТОВАЗа, а потом и журналистам, что для реализации этой программы были созданы два дочерних предприятия: ООО «АвтоВАЗ-Перспектива» и ООО «Реформинг-центр». Они готовы принять в штат и трудоустроить «за достойную оплату» всех работников АВТОВАЗа, пожелавших перейти на новое место работы. Таким образом, вопрос о сокращении персонала завода закрыт окончательно: «Никто не будет уволен. Мы не общаемся с работниками ВАЗа в категории «будут уволены». Мы создаем новые рабочие места, исходим из того, что они привлекательны, и предлагаем людям воспользоваться этими возможностями», подчеркнул Игорь Шувалов.
Кроме того, во вторник в Москве на заседании комиссии по устойчивому развитию экономики под председательством Игоря Шувалова, был принят ряд принципиальных решений. По итогам совещания Игорь Шувалов заявил, что правительство страны примет решение о реструктуризации долга ОАО «АВТОВАЗ», если Renault-Nissan согласится вложить свои средства в развитие предприятия. «Мы исходим из того, что активная работа по «расчищению» долгов АВТОВАЗа и по поддержке персонала должна быть увязана с рассмотрением потенциальных возможностей Renault-Nissan как инвестора, подчеркнул первый вице-премьер. Тогда в совокупности это имеет реальное значение. Одно без другого смысла не имеет».
Игорь Шувалов заявил, что правительство РФ отрицательно относится к идее конвертации в акции долги АВТОВАЗа банкам. «Мы считаем, что это неверное предложение, отметил он, поскольку банки, обладая таким пакетом акций, мало чем могут помочь. Окончательно мы решим, как поступать, после того, как поймем, что могут дать для предприятия другие инвесторы».
– В настоящее время банковская задолженность АВТОВАЗа составляет 38 млрд. рублей, – заявил президент ОАО «АВТОВАЗ» Игорь Комаров на пресс-конференции в понедельник. – Задолженность также имеется перед Ростехнологиями, она составляет около 25 млрд. рублей.
По словам Игоря Шувалова, новая инвестиционная программа завода будет принята 20 ноября. Как ранее заявлял Владимир Путин, для решения проблем АВТОВАЗа необходимо примерно 54,8 млрд рублей. Средства должны быть вложены на долгосрочную перспективу российскими и иностранными инвесторами. Деньги будут направлены на программу развития «очищенного» от проблем предприятия.
Александр Чернов