О роли Большого порта Санкт-Петербурга для экономики города
За прошлый год грузооборот БПСПб существенно уменьшился – однако предпосылки развития последних месяцев говорят о высокой вероятности возвращения прежних объемов грузоперевозок
Большой порт Санкт-Петербурга долгие годы считался основным драйвером роста экономики города – через этот морской логистический хаб, благодаря его уникальному местоположению рядом со множеством европейских стран, проходил огромный поток грузов. В 2022 году прервались не только существующие логистические маршруты – но и были разорваны длительные партнёрские отношения с иностранными судоходными линиями и контейнерными перевозчиками, такими, как Maersk, CMA CGM, Hapag Lloyd и ONE. Как следствие, показатель грузооборота БПСПб значительно упал как в количественном, так и в финансовом значениях.
Более того, порядка 80% контейнеров вывозилось из БПСПб автотранспортом, и трехкратное сокращение количества переваливаемых в порту контейнеров фактически обрушило рынок автомобильных грузоперевозок. По данным члена правления НП «ГПУ ВЭД «ГЕРМЕС» Юрия Ковалева, около 80% автоперевозчиков переместились в итоге в Московский транспортный узел.
Глобально произошла переориентация грузов в порты Дальнего Востока и в Новороссийск – в последнем случае порт в принципе является градообразующим и главным источником доходов для регионального бюджета.
К слову, Новороссийск стал одним из основных конкурентов Большому порту Санкт-Петербурга из-за увеличения потока грузов в Турцию.
«По нашим данным, спрос на доставку по этому направлению увеличился в среднем на 30%, — отмечают в «Деловых Линиях». — Несмотря на рост логистических затрат и увеличение времени доставки, маршрут прекрасно работает. У нас есть собственная сборная контейнерная линия из Европы через Турцию для компаний и индивидуальных предпринимателей (перевозятся в основном запчасти, оборудование и комплектующие). В ноябре 2022 года также была запущена доставка товаров из Турции для физических лиц (доставляют спортивный инвентарь, мебель, строительные материалы, товары для дома и сада)».
Однако, как уверяют эксперты транспортной сферы, порт в Новороссийске имеет небольшие складские мощности в сравнении с Петербургским портом. В частности, поэтому, например, автопром из Китая все равно завозится по морю в северную столицу – хотя и плечо в Новороссийск оказывается короче.
Более того, Большой порт Петербурга готовится к участию в крупных логистических проектах. Например, эксперты считают вероятным налаживание альтернативы МТК «Север — Юг» — прямого морского коридора между БПСПб и портом Нава-Шева, в обход Европы через Суэцкий канал. Такие перевозки гораздо легче организовать, поскольку оба порта обладают развитой инфраструктурой. Летом 2022-го транспортно-экспедиторская компания «Модуль» организовала экспорт в Индию и страны Азиатско-Тихоокеанского региона из расположенного на территории БПСПб многофункционального морского терминала «Петролеспорт» (входит в группу Global Ports) российских грузов, в том числе бумаги, химической продукции, пиломатериалов. В свою очередь, из Нава-Шева в «Петролеспорт» ходят суда с индийскими грузами, включая текстиль, рис, химическую продукцию, лекарства, оборудование.