Главная > Общество

Турецкий путь дружбы: рост логистической значимости

6 июля, 20:56 Общество

Об активной роли Турции в сфере логистики после политических и экономических трансформаций

Турция приобрела особое значение в цепочках поставок в связи с изменениями в мировой политике и экономике. С 2022 года логисты срочно адаптировали маршруты в сторону юга и востока, поскольку северо-запад оказался фактически заблокирован из-за санкций. В связи с этим Турция стала привлекательным логистическим и транспортным узлом, а также транзитным коридором для России по множеству товаров. Специалисты отмечают большой спрос на грузоперевозки, а представители транспортных компаний сообщают об обширных возможностях и гибкости ценообразования.

Внутренние грузоперевозки в России за первый квартал 2023 года возросли на 35% по сравнению с прошлым годом, при этом еще быстрее, на 40%, увеличился спрос на доставку грузов из-за рубежа. Такие данные были получены на основе анализа транспортной биржи ATI.SU. Отмечается, что экспортные перевозки снизились на 8%, однако потеря европейских направлений компенсировалась благодаря дружественным странам, в частности Турции, где рост составил 213%. На декабрьской встрече руководителей МИД Организации Черноморского экономического сотрудничества, министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что товарооборот между Россией и Турцией с января по сентябрь 2022 года удвоился и достиг $45 млрд.

Сергей Гатауллин, декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» МТУСИ, отмечает, что роль Турции как крупного транспортно-логистического центра выросла в связи с увеличением спроса на перевозки.

«Вся российская транспортная инфраструктура испытывает большую нагрузку, адаптируя логистику с учетом изменяющихся внешних условий, и Турция, как партнер во внешнеэкономической деятельности, представляет стратегический интерес для нашей страны. К достоинствам сотрудничества следует отнести развитую портовую инфраструктуру и возможный объем морских перевозок», — подчеркивает эксперт.

Екатерина Новикова, доцент кафедры экономической теории РЭУ имени Плеханова, добавляет, что в первом квартале 2023 года импорт из Турции в Россию составил 650% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в то время как экспорт увеличился на 380%.

«Безусловно, заметный рост грузоперевозок наблюдается также с Китаем, Беларусью, Казахстаном и Узбекистаном. Вместе с тем, Турция на данный момент является значимым торговым узлом для российской экономики», — отмечает аналитик.

Эксперты, в то же время, говорят об определенных проблемах, таких, как низкая пропускную способность сухопутных пограничных переходов, колебания турецкой лиры при расчетах в национальных валютах, нестабильная политика относительно санкций со стороны западных государств и удлинение сроков поставки из-за различных факторов, включая технические и политические. Однако логистические компании, несмотря на это, продолжают контролировать ситуаци и укреплять свои позиции. В ГК «Деловые Линии» заявили, что перевозка грузов в настоящее время происходит без сбоев.

«Небольшая пауза была перед выборами в Турции, когда отгрузки по контрактам были приостановлены. Сейчас осуществляется все в обычном режиме», — отметили в компании.

Турция сегодня поставляет практически все: от потребительских товаров и продуктов питания до станков, электроники, запчастей для авто и сельскохозяйственной техники, сырья. Эксперты отмечают и рост импорта турецких товаров в Россию, таких как автозапчасти, оборудование, текстиль, фрукты и так далее.

Кроме того, турецкое направление используется как транзитный мост для товаров, которые попасть в Россию из Европы напрямую невозможно. Здесь речь может идти о параллельном импорте, прямых поставках от производителей. В марте 2023 года вводились ограничения на транзит санкционных товаров через Турцию, но затем все препятствия были сняты.

Логистические компании используют мультимодальные маршруты для сохранения времени доставки. Одним из популярных видов перевозок являются контейнерные сборные доставки (LCL), при которых предусмотрено разграничение места в контейнере.

В ГК «Деловые Линии» отметили, что сборные контейнерные перевозки пользуются высоким спросом и уже осуществлено более 500 перевозок с августа 2022 года. Транзитный срок составляет обычно 7 дней, но возможны задержки из-за повышения грузооборота в порту Новороссийска. Данная услуга выгодна для бизнеса с финансовой точки зрения и обеспечивает регулярные поставки товаров с сохранностью груза.

В конце 2022 года на фоне роста общего объема поставок и снижения конкуренции фиксировали повышение цен на контейнерные перевозки со стороны со стороны турецких и китайских компаний. Однако к июню 2023 года ситуация улучшилась благодаря оптимизации логистики, работе с агентами и стабильному графику отправок, который позволяет клиентам планировать грузопотоки. Эксперты ожидают рост показателей контейнерных перевозок и расширения ассортимента товаров к концу года.