Главная > экономика

Экономист Марат Айдагулов о будущем маркетплейсов в России

29 марта, 16:52 экономика

В начале марта этого года в Госдуму был внесён новый законопроект о регулировании маркетплейсов, вызвавший очередную волну дискуссий касательно работы торговых площадок, — пишет экономист и общественный деятель Марат Айдагулов в своей новой статье «E-commerce 2024: тренды электронной коммерции». 

Необходимость соответствующих законодательных изменений обсуждалась еще раньше, — утверждает эксперт, — так, в 2023 году предлагалось для начала юридически закрепить само понятие «маркетплейс». Подобные движения связаны с невероятно активным ростом электронной коммерции по сравнению с оффлайн-торговлей, а также особой ролью электронных торговых площадок, — именно они стали драйверами устойчивого роста отрасли и, скорее всего, ещё долго будут ими оставаться. Подтверждает популярность маркетплейсов и стратегии поведения брендов: многие из них в настоящее время индивидуально подходят к подбору ассортимента для разных торговых площадок, а также не гнушаются создавать для них особые коллекции товаров. Так, в «Яндекс Маркете» за 2023 год появился ряд коллекций с такими российскими брендами как Gate31, Fable или Vereja. Lamoda же в 2023 году выпустила более десяти совместных коллекций с производителями одежды, обуви и аксессуаров.

Текущий законопроект о регулировании маркетплейсов может начать действовать 1 марта 2025 года. Он предполагает, в частности, введение запрета на требование взимания с покупателя компенсации за возврат товара, а также распространяющийся на особо крупные торговые площадки запрет для проведения акций без согласия партнеров. Помимо прочего, предлагают запретить маркетплейсам брать более 10% комиссии за свои услуги и взимать штрафы размером более 15% от той услуги, которую выполнили с нарушением. Из всего перечисленного особой критике общественности подвергся пункт о бесплатном возврате товара, не учитывающим затраты продавцов. 

«Вне зависимости от результата подобных обсуждений, все мы понимаем, что законодательное регулирование маркетплейсов, учитывая их стремительное развитие, – дело времени, а проект закона должен учитывать интересы всех сторон» — утверждает Айдагулов, отдельно подчеркивая важность адаптации брендов к необходимости онлайн-присутствия на различных торговых площадках.