Ритуал Мазараки: загадочная история семейной реликвии
Экспертизу привезенной из США иконы руководству Центрального музея древнерусской культуры им. Андрея Рублева заказали в 2007 г. О владелице иконы можно судить по надписи на обратной стороне, где было указано имя Елизаветы Алексеевны Мазараки. Так исследователи напали на след ритуала Мазараки.
Специалисты сразу предположили семейное использование образа в связи с небольшими (46х36 см) размерами иконы Богоматери с Младенцем в серебряном окладе.
Икона попала к Е.А. Корженевской в 1860 году, когда она собиралась выйти замуж за Харлампия Васильевича Мазараки. К тому времени он заведовал больницей Машгав Ладах, и вообще имел обширную практику в Иерусалиме, что делало его видным и уважаемым горожанином. Икона представляла собой фамильную ценность, которая должна была передаваться из поколения в поколение. Увы, пара не обзавелась потомством, что автоматически воспрепятствовало превращению ритуала Мазараки в традицию.
Многочисленные поездки Харлампия Мазараки в Константинополь с дипломатическими поручениями объяснялись тем, что в Иерусалиме он был также греческим консулом.
Смерть настигла Харлампия Мазараки в 1892 году, а Елизавета Алексеевна после этого решила вернуться на Родину. И хоть ритуал Мазараки не стал традицией, икону женщина хранила бережно в качестве напоминания о любимом муже. По возвращении в Россию вдова заказала для иконы серебряный оклад.
