Футбольно-налоговый финт
Владелец «Тольяттиазота» ищет способ и дальше уходить от налогов
В последние годы в среде российских бизнесменов стало популярным покупать зарубежные футбольные клубы. Для кого-то свой клуб — это приятное хобби, для кого-то — бизнес, для иных — вопрос имиджа. Но некоторые олигархи преследуют куда более приземленные и циничные цели. В частности — добиться «расположения» иностранных властей, чтобы иметь возможность выкачивать капиталы из России.
В последнее время в СМИ все чаще появляется информация о планах покупки Сергеем Махлаем – старшим сыном основного владельца «Тольяттиазота» Владимира Махлая – лихтенштейнского футбольного клуба «Вадуц». Сам Махлай всячески открещивается от планов покупки: пресс-служба «ТоАза» распространила заявление, в котором отрицается любая возможность приобретения российским олигархом зарубежного спортивного клуба.
Однако дыма без огня, как известно, не бывает: репортеры самых разных изданий продолжают настаивать на том, что Махлай-младший не теряет интереса к «Вадуцу». СМИ даже называют сумму, за которую футбольный клуб может быть продан – 40 миллионов евро. Более того, известны даже подробные условия сделки: Махлай видит «свой» клуб «Вадуц» исключительно под руководством Луиса Фелипе Сколари — тренера, приведшего сборную Бразилии к победе на чемпионате мира по футболу 2002 года. Кстати, факт предварительных переговоров с тренером подтверждает тот факт, что Сколари пока не соглашается вновь возглавить сборную Бразилии, куда его прочат на место провалившего олимпиаду Ману Менезеса. Видимо, пока Махлаю не удается убедить легендарного тренера работать со своим будущим приобретением. Сейчас Сколари тренирует футболистов клуба «Палмейрас» из Сан-Паулу.
Футбол по-русски
«Моду» на покупку футбольных клубов в среде крупных российских бизнесменов задал Роман Абрамович, который в 2003 году стал владельцем титульного английского клуба «Chelsea». Поначалу новость о покупке россиянином исторического клуба была воспринята англичанами в штыки: ведь это, ни много ни мало, практически покушение на государственный суверенитет! Однако досада улетучилась очень скоро: фанаты «Челси» поняли, что на свое любимое «хобби» Абрамович денег жалеть не будет. Клуб буквально напичкали «топовыми» игроками, трансфер каждого из которых стоил российскому бизнесмену не один десяток миллионов долларов. Триумф болельщиков состоялся совсем недавно: в этом году «Челси» впервые стал победителем Лиги чемпионов УЕФА. По данным «Форбс», за 10 лет Абрамович вложил в «Челси» более миллиарда долларов.
Кроме Абрамовича английские клубы приглянулись еще нескольким российским бизнесменам. Так, четверть «Арсенала» принадлежит совладельцу холдинга «Металлоинвест» Алишеру Усманову. А возглавляющий «Конверс Групп» Владимир Антонов в прошлом году купил за 17 миллионов евро клуб «Портсмут», взяв на себя обязательства клуба еще на 70 миллионов.
Но не только английский футбол интересен бизнесменам из России. Другой российский миллиардер — Сулейман Керимов — и вовсе взял на себя «социальную» функцию, купив дагестанский «Анжи» и вложив в него огромные деньги.
Но есть нюанс
Описанные выше приобретения российскими бизнесменами футбольных клубов часто вызывают не слишком одобрительную реакцию у жителей нашей страны: бытует мнение, что они «с жиру бесятся», либо «не знают уже, куда деньги потратить». Но немаловажно отметить, что увлечение перечисленных олигархов зарубежным футболом не вызывает никакой критики со стороны властей. Более того, многие наблюдатели говорят о том, что громкие покупки тот же Абрамович или Антонов предварительно согласовывали с высшим руководством страны. И получали «добро».
Почему же тогда так затягивается «сделка Махлая» по покупке «Вадуца»? Ответ всплывает на поверхность, если сравнить методы ведения бизнеса кланом Махлаев с остальными российскими бизнесменами. Так, никому из вышеперечисленных не приходилось бежать из России, спасаясь от уголовного преследования. Кроме Махлая-старшего, сомнительным путем покинувшего страну еще в 2005 году. Да и его сын Сергей давно уже редкий гость на родине – у него швейцарское гражданство и большую часть времени он проводит в этой стране. Также у российских властей не было серьезных претензий по части уплаты налогов ни к Абрамовичу, ни к Керимову, ни к кому-либо еще из «увлекающихся футболом» бизнесменов. Кроме владельцев «Тольяттиазота», это предприятие неоднократно фигурировало в уголовных делах по неуплате налогов.
Более того, ни Абрамович, ни Усманов не скрывали от общественности своих планов по приобретению клубов. Напротив, они действовали предельно открыто, за счет чего и получили одобрение англичан на покупку части национальной гордости страны.
С «Вадуцом» все обстоит куда сложнее, несмотря на предлагаемые руководителем «ТоАза» десятки миллионов евро. Лихтенштейн опасается отдавать столичный клуб в руки бизнесмена, чьи прибыли оседают на счетах сомнительных оффшорных компаний. Государство и так несколько лет назад оказалось в центре скандала: лихтенштейнские банки, как сообщалось, помогали отмывать деньги иностранным гражданам, подозреваемым в неуплате налогов. Поэтому пойти навстречу Махлаю для княжества — означает очередной раз подставить себя под удар.
Хотя вполне вероятно, что Махлай не рассчитывал на широкую огласку своих планов по покупке «Вадуца». Тогда его действия выглядят вполне логичными: купить вместе с футбольным клубом лояльность карликового государства, чтобы иметь возможность «безопасно» не платить налоги с прибылей «Тольяттиазота». Налоги, которые должны оставаться в России, и в которых так нуждается Самарская область.
Петр Иваненко
Источник: Lentacom.ru