Главная > Общество

Будущее за наставничеством: Россия формирует культуру менторства

14 ноября, 16:12 Общество

Пресс-конференция представителей Центра знаний «Машук» и АЦ ВЦИОМ прошла 12 ноября в пресс-центре ТАСС. Эксперты озвучили итоги всероссийского исследования по вопросам наставничества. В онлайн-опросе приняли участие 4005 жителей разных регионов страны в возрасте от 8 до 60 лет. Главный вывод исследования: почти половина россиян (44%) хотели бы иметь наставника.

Среди молодежи выявлена наибольшая потребность в наставничестве: 68% участников до 30 лет заявили, что для профессионального и личностного развития им важно иметь ментора. Среди респондентов 45–60 лет таких желающих оказалось 59%.

Наставник уже был или есть у 77% россиян. В большинстве случаев наставниками выступают коллеги по работе (60%), которые помогают адаптироваться и развиваться профессионально. Среди участников 38% опрошенных предпочитают обращаться за наставничеством к родителям или опекунам, 37% — к преподавателям и школьным учителям, 27% респондентов видят в роли ментора родственников, а 6% — психологов, причём последних выбирают чаще женщины, чем мужчины (8% против 4%). Об этом рассказал Константин Абрамов, генеральный директор Фонда содействия изучению общественного мнения и председатель Общественного совета при Министерстве труда и социальной защиты РФ.

Эксперты определили топ-3 наставников, опираясь на мнения респондентов: коллеги (60%), родители (38%) и учителя (37%). Иметь наставником друга допустимо лишь для 18% опрошенных.

Важность наставника как помощника в профессиональном росте отметили 65% россиян, а для 36% он необходим для обеспечения эмоциональной поддержки и помощи в принятии решений. Также россияне обращаются к наставникам для достижения спортивных целей, кому-то нужен совет по семейным вопросам или проблемам личного характера. Такие данные сообщил Антон Сериков, генеральный директор Центра знаний «Машук» и заместитель генерального директора Российского общества «Знание».

Наставник должен быть старше по возрасту, считают 94% респондентов. Во всех возрастных группах доля подобного мнения превышает 90%, а наставников своего возраста предпочитают лишь 16% участников. Что касается пола наставника, то о несущественности этого фактора заявили 85% опрошенных, хотя на практике мужчины чаще выбирают наставников-мужчин (50%), а женщины — наставников-женщин (42%).

Участники опроса назвали главные качества идеального наставника: стремление к развитию (74%), коммуникабельность (70%), терпение (56%) и практический опыт (55%). Высокий уровень дохода при этом не считается обязательным критерием.

Председатель Комитета Госдумы РФ по молодежной политике и член наблюдательного совета Центра знаний «Машук» Артем Метелев отметил, что институт наставничества уже закреплён отдельной статьёй в Трудовом кодексе РФ, а трёхсторонняя комиссия по трудовым отношениям разрабатывает рекомендации для работодателей по внедрению таких программ.