Школа спросит твою мать
Как стало известно «Тольяттинскому Навигатору», 13 сентября в Тольятти пройдет акция «Верста протеста» против скандального законопроекта «Об основах ювенальной юстиции». Попытки принять в России этот закон вызывают в обществе активное недовольство. Обратить внимание на эту акцию и на эту тему нас заставило письмо одного из родителей.
В письме читателя говорилось:
«Мой ребенок на прошлой неделе принес домой анкету из школы, которую ему вручил классный руководитель. В нее нужно было внести не только ФИО родителей, их места работы, должности и телефоны, но и много чего еще, что меня просто возмутило. Школьное руководство в этой анкете предложило мне сообщить о том, сколько у нас в квартире комнат, есть ли комната у ребенка, указать свой уровень дохода, а также указать, какое образование у меня и моего мужа. Дело в том, что мы недавно поступили учиться в эту школу, но там, где мы были раньше, тоже было нечто подобное. Насколько я знаю, других родителей также возмущает это беспардонное вмешательство в личную жизнь семьи. Тем не менее мы заполнили анкету, частично указав ту информацию, которую посчитали нужным представить на всеобщее обозрение. Но это, судя по всему, не удовлетворило педагога, и она задала все интересующие ее вопросы ребенку, узнав и сколько у нас комнат, и кем мы работаем, и какое у нас образование. Уважаемая редакция, нам бы не хотелось называть данное учебное заведение и публиковать свои фамилии, тем более что анкета, о которой идет речь, судя по всему, распространена во многих школах города. Мы просим вас разобраться в этой ситуации и порекомендовать родителям, как себя вести в таких случаях».
Как нам удалось узнать, анкета, о которой идет речь в письме, действительно существует во многих школах города. Некоторые родители связывают появление этих анкет со скандальным законопроектом «Об основах ювенальной юстиции». Поясним, что данный законопроект предполагает создание в России системы для защиты и реализации прав детей. Оппоненты законопроекта ссылаются на негативный зарубежный опыт тех стран, где система ювенальной юстиции действует уже много лет. По их мнению, принятие такого закона в России приведет к ужесточению контроля государства над семьей. О том, с какой целью руководство тольяттинских школ так пристально и настойчиво интересуется подробностями личной жизни семей своих учеников, мы пытались узнать у руководителя департамента образования мэрии Тольятти Татьяны Лесняковой (см. комментарии). Дело в том, что существует еще одна версия того, зачем менеджменту местных школ необходимо располагать информацией о доходах семей их учеников. Ни для кого не секрет, что существенную часть бюджетов наших школ составляют взносы родителей на те или иные нужды образовательного учреждения. В целом в Тольятти за последние годы уже сложилась система, в которой средства родителей воспринимаются как вполне реальный источник доходов школьного бюджета. Знать о том, какими деньгами располагают родители того или иного ребенка, в таких условиях просто необходимо. Приведем пример. В школе Х учится разнообразный по финансовым показателям семей состав учащихся. Зная о том, какой доход получают их семьи, гораздо удобнее таким образом комплектовать классы, чтобы дети из малообеспеченных семей не оказались в одном классе с детьми тех, чей доход (как указано в упомянутой анкете) выше среднего. Тогда, в случае если нужно будет скинуться на нужды школы, можно заранее просчитать, сколько денег смогут безболезненно сдать родители каждого конкретного класса. Чтобы пример не выглядел надуманным, расскажем историю конкретной школы. В 2012 году в Комсомольском районе произошло объединение двух школ: общеобразовательной школы № 54 и классической гимназии № 39. Официальная причина объединения – оптимизация управленческого аппарата этих учебных заведений. После реорганизации в здание школы № 54 переместили младшие классы гимназии. Для того чтобы создать условия для ее учащихся, от учеников 54-й школы освободили один из наиболее отремонтированных этажей, переместив их на этажи похуже. Гимназистам поставили в классы пластиковые стеклопакеты, а учащиеся бывшей 54-й школы переселились в старые классы. Зимой, когда начались морозы, дети-гимназисты занимались в теплых классах, а дети 54-й школы ходили на занятия в зимней одежде. Очевидно, руководство школы понимало, что уровень доходов этих семей не позволит им сдать деньги на покупку пластиковых окон.
Комментарии
Сергей Алферов, организатор акции «Верста протеста»:
– Мы не собираемся нарушать закон, поэтому ждем разрешения от мэрии на проведение акции. Но я хочу отметить, что, насколько мне известно, законом разрешена та форма, которую мы избрали для проведения акции. Мы будем стоять на расстоянии 50 метров друг от друга – это будет цепь одиночных пикетов от площади Свободы до Центральной площади. Это расстояние составляет примерно 1150 метров, или почти версту, поэтому у нас и родилось такое название. Мы бы хотели, чтобы люди обратили внимание на нашу акцию и поняли, что происходит в нашей стране. Закон о ювенальной юстиции принимать нельзя. Большинство людей мало знают о том, к чему он приведет. Мы готовы рассказать об этом, чтобы привлечь внимание к проблеме.
Татьяна Леснякова, руководитель департамента образования мэрии г.о. Тольятти:
– Заполнение подробных анкет, о которых рассказывает ваша читательница, может быть инициативой только самих родителей для получения муниципальных субсидий, скажем, для определения ребенка на дополнительное льготное питание. Согласитесь, чтобы воспользоваться такой льготой, необходимо понять, насколько семья может претендовать на получение дотаций от муниципалитета. Других вариантов нет – школам не нужна подробная информация о количестве комнат в квартире и доходах. Что касается профессиональной деятельности родителей, то сведения об этом подаются при поступлении ребенка в школу и это официальные требования. Сведения необходимы для того, чтобы сформировать социальный паспорт учебного учреждения. По жилью, то есть о количестве комнат в квартире, обычно интересуются в начальной школе – есть ли у ребенка место для приготовления домашних заданий. И цель получения таких данных одна – выяснить, насколько комфортно ребенок проживает в семье, и не более того.
Олег Меркулович
Источник: «Тольяттинский Навигатор»