Тольятти: в дорогах — перемены
На прошлой неделе свой пост покинул очередной крупный чиновник тольяттинской мэрии – директор департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи Геннадий Таранов. Официально он ушел по собственному желанию. Неофициально – уволился, не дожидаясь, пока его попросят.
Четыре года назад Таранов создал в мэрии новое ведомство, объединив две крайне проблемные, но высокодоходные для бизнеса отрасли – дороги и пассажирский транспорт. Этим летом Таранов в подробностях сообщал свои рабочие планы на 2013 год, которым, как оказалось, не суждено было сбыться. О причинах, которые заставили его оставить свой пост, Таранов сообщил следующее:
«Я понимаю, отдельным людям трудно поверить, что чиновник мэрии способен добровольно, без давления сверху покинуть должность. Считайте, что я всех удивил. Мне действительно предложили отличное место в новой организации. Там другие условия труда и другой уровень оплаты. С департаментом дорожного хозяйства прощаться немного грустно, но это жизнь, потому что человек всегда ищет, где лучше».
В список персональных заслуг Таранова, по мнению экспертов, можно записать два факта. Во-первых, он упорядочил рынок коммерческих перевозок, создав единую маршрутную сеть. Во-вторых, он грамотно действовал в тот момент, когда в 2009 году обанкротилось совместное предприятие «Регионавтотранс-Тольятти». Муниципальные перевозчики фактически оказались перед выбором: либо обслуживать городские маршруты, остановив пиковые перевозки работников Волжского автозавода, либо бросить весь подвижной состав на заводские линии, оставив город без пассажирского транспорта. В этой ситуации Таранов сумел найти решение проблемы, и фактически в тот период не было сорвано ни одного заводского рейса и ни одного рейса в рамках городского муниципального заказа.
Были и очевидные пробелы в работе департамента под его руководством. Таранов так и не решил вопрос с Тольяттинским троллейбусным управлением. Предприятие уже десять лет дышит на ладан. За период 2001-2012 годов подвижной состав электротранспорта обновился всего на 2 процента. Самому старому троллейбусу Тольятти в этом году исполнилось 27 лет при норме эксплуатации в 10 лет. В связи с максимальной изношенностью парка сокращены десятки рейсов почти на всех маршрутах – троллейбусному предприятию чисто физически нечего выпускать на линию. Кроме того, МП «ТТУ» нечем платить за электроэнергию, а общий долг предприятия на 2012 год составляет более 135 миллионов рублей. Еще до создания департамента дорожного хозяйства властями города было принято принципиальное решение – обновить подвижной состав ТТУ с помощью одной из кредитных схем. Таранову была поставлена задача, с которой он так и не справился: подобрать наиболее удобный кредитный вариант (лизинг, совместное предприятие и так далее). За четыре года существования департамента положение дел в Троллейбусном управлении только ухудшилось, а перспективы к развитию так и не появились.
Источник «ТН» в министерстве транспорта и автомобильных дорог Самарской области сообщил, что нередко Таранов выглядел безынициативно на фоне своих коллег из Самары, Сызрани и Отрадного. Речь идет о тех случаях, когда областное правительство распределяло по муниципалитетам бюджет на строительство и ремонт дорог. «Понятно, что чиновник такого уровня не способен напрямую повлиять на распределение средств, это задача мэра и депутатов, но в его силах подготовить подробное обоснование, заявку, которая должна убедить правительство, что именно Тольятти больше всех нуждается в дорожных деньгах», – уточнил наш собеседник.
В 2011 году наш город получил на ремонт дорог около 200 миллионов рублей, в то время как Самара – более 2 миллиардов. Тогда это связывали с желанием губернатора поддержать нового главу Самары, подкрепить его статус реальными делами. Но и в 2012 году сумма средств со стороны областного бюджета на ремонт тольяттинских магистралей не увеличилась, а Самара вновь получила внушительную сумму – 1 миллиард рублей. Более того, на 2013 год для Тольятти заложена почти такая же сумма – в пределах 200 миллионов. Этих денег не хватит даже для того, чтобы провести ямочный ремонт в самых разбитых участках города, не говоря уже о полной перекладке дорожного полотна. В условиях острой и ежегодной нехватки средств именно в период работы Таранова тольяттинские дороги превратились в худшие за последние 12-15 лет.
По мнению все тех же людей в областном минтрансе, если бы Таранов сам не написал заявление, то к весне 2013 года его бы уже попросили об этом.
Комментарии
Андрей Василенко, активист общественной организации «Общественный транспорт Самарской области»:
– Вообще, Таранову есть за что сказать спасибо. Многие пеняют ему на бедственное положение Троллейбусного управления, которое он так и не смог исправить. Но на это можно взглянуть иначе: Геннадию Федоровичу ничего не стоило вообще закрыть убыточное предприятие, пустить троллейбусы на скрепки, а людей отправить на биржу труда. То есть он хоть и не поднял предприятие, но не дал ему окончательно умереть. А из негативных воспоминаний, которые останутся лично у меня, могу назвать тот факт, что Таранов никак не воспринимал предложения экспертов по улучшению транспортной ситуации в городе, не рассматривал никакие инициативы со стороны, хотя ему ничего не стоило хотя бы выслушать людей.
Олег Меркулович
Источник: «Тольяттинский Навигатор»