Программа утилизации автомобилей великолепная и своевременная
Сегодня-завтра эту программу в Тольятти обсудят на конференции дилеров АВТОВАЗа. А накануне этого обсуждения мы попросили высказать свое мнение директора тольяттинского агентства «АВТОСТАТ» Сергея Целикова.
– Программа хорошая, она великолепная и своевременная, но поговорить дилерам есть о чем. Тем более что далеко не все из них горят желанием участвовать в ней.
– Почему?
– Причин несколько. В программу заложен такой механизм передачи авто в утиль, что основной груз ответственности ложится на дилера. Предполагается ведь, что хозяин авто по доверенности передает машину дилеру и уже дилер снимает машину с учета в ГАИ и занимается передачей в пункты переработки. Сдаваться будут автомобили старые, многие прошли уже через руки нескольких покупателей, а следовательно, вылезет масса проблем. У кого-то растаможен был неправильно, продан на основании доверенностей с ошибками и пр. В общем, все эти проблемы, связанные с документами и взаимоотношениями с ГАИ, лягут на плечи дилера. Еще одна важная причина, по которой дилеры отказываются участвовать: когда ты участвуешь в госпрограмме, за этим непременно последует госконтроль. И значит, налоговые службы будут устраивать дополнительные проверки, а никто не хочет, чтобы в его бизнес лишний раз заглядывали посторонние… Поэтому, скорее всего, в программе примут участие только те, у кого с продажами дела идут не слишком хорошо.
– Говорят, правительство вообще решило запустить эту программу исключительно для того, чтобы поддержать автопроизводителей.
– Изначально стояли две задачи: простимулировать авторынок и экологическая. Причем первый этап стимулирования продаж была запущен еще в прошлом году, когда в действие вступили схемы льготного кредитования при покупке автомобилей. К сожалению, этот этап дал меньший эффект, чем ожидали: была продана 71 тысяча машин. Сейчас запустили второй. Причем, как известно, Россия в этом вопросе не является первооткрывателем: предварительно посмотрели западный опыт. Такие программы работают в 15 странах Европы и везде доказали свою эффективность.
– Откуда взялись именно 50 тысяч рублей (сумма, в которую оценен подлежащий утилизации транспорт)?
– Опять же на основе западного опыта, где эта цифра варьируется от 500 до 5 тысяч долларов. Причем в некоторых странах есть четкая привязка к экологическим параметрам приобретаемого авто. Чем выше экологичность приобретаемой машины, тем выше и государственная премия за сдаваемую в утиль рухлядь. Самой успешной в плане внедрения программы утилизации сегодня принято считать Германию: там в качестве компенсации автовладельцу предлагалось 2500 долларов. Вообще обо всем этом много писалось и говорилось. По теме утилизации самой интересной и полной, на мой взгляд, сегодня является информация, размещенная в блоге Алексея Рахманова. Там и комментарии специалистов, и интересные дискуссии. К слову, как раз департамент Рахманова анализировал зарубежный опыт и выводил эту цифру 50 тысяч. На мой взгляд, она логична и нормальна.
– Почему программу утилизации решено запустить только в марте?
– Не доработана. Этим-то она и отличается от западных аналогов. Там заранее была сформирована инфраструктура и механизм утилизации был понятен. В России же самого понятия «рисайтлинг» на сегодня нет и до конца неясно, кто же будет заниматься собственно переработкой автоутиля. В стране есть 12 заводов, претендующих на переработку, однако только четыре из них представляют собой предприятия полного цикла. Остальные на сегодня не способны доработать вторсырье до нужной стадии. Отсюда, конечно, и проблемы.
– В Тольятти будут заниматься такой переработкой?
– В Тольятти в системе АВТОВАЗа есть подразделение, которое занимается переработкой промышленных отходов, и, когда АВТОВАЗ заявил, что хочет в программе участвовать, его тоже включили в список (в числе вышеназванных двенадцати), но надо понимать, что на сегодня это тоже производство неполного цикла.
– В программе было требование, чтобы автомобиль к пункту приема обязательно приехал своим ходом. Но это значит, что наши русские умельцы сначала поснимают с машины все, что можно продать (ручки, кресла, обивку), и понесут это на рынок. Подзаработают, а авто оставят голым, лишь бы катилось… Какое же это обновление автопарка?
– Да ради бога! Я в этом проблемы не вижу. Кстати, сегодня уже не требуется, чтобы автомобиль приехал на своих колесах – хоть на эвакуаторе привозите. В проекте программы и в блоге у Рахманова дается перечень необходимой комплектации. И пусть кто-то на вторичном рынке запчастей заработает. Не вижу проблемы и в том, что заработают некие посредники, которые уже год назад скупили старые авто в расчете на программу утилизации. Это не страшно. И Запад через все это проходил. На главной идее – забрать старые авто и простимулировать новые – эти купли-продажи никак не отразятся. Тем более что в России просто немерено старого автотранспорта.
Европейские специалисты утверждают, что наша программа утилизации очень хорошая и что наше государство могло заложить на первый год действия программы даже не 10 миллиардов (что позволит простимулировать выпуск и продажу 200 тысяч машин), а вдвое больше. Причем, по оценке тех же специалистов, тысяч 100 автомобилей, которые народ будет приобретать, придется именно на вазовский рынок. Эффект от внедрения утилизации переоценить трудно: улучшается экология, а оживление машиностроения тянет за собой целую цепочку, в которой есть и предприятия-смежники с их высокими технологиями, и многие-многие другие.
Виктория Лобода