Главная > ЖКХ

Общежитий в Тольятти больше нет

8 февраля, 13:09 ЖКХ

Вокруг бывших комплексных общежитий АВТОВАЗа складывается напряженная ситуация. Жильцы, атакующие сейчас управление жилищной политики мэрии, должны понять, что они оценивают ситуацию неверно. Как пояснила руководитель управления Ирина Белякова, общежитий больше нет, с точки зрения закона это обычные многоквартирные дома.

К тому же эти дома были переданы в муниципалитет от частного юридического лица, что значительно усложнило ситуацию.

– Статус общежитий эти дома утратили в 2006 году, когда АВТОВАЗ зарегистрировал их как жилые комплексы, – пояснила Ирина Белякова. – Комплексами их назвали, потому что в их состав вошли как жилые дома, так и бытовые пристройки. Но по факту это жилые дома, как и все остальные в городе. Соответственно, на них распространяются все нормы, которые прописаны в жилищном законодательстве для обычного муниципального жилого фонда социального использования. Еще раз подчеркиваю: эти дома не относятся к специализированному жилищному фонду.

Конституционный суд России подтвердил, что у органов местного самоуправления может быть только два вида жилых помещений: фонд социального использования и специализированный фонд (общежития). На территории Тольятти на сегодняшний день жилых домов со статусом общежитий нет. Правда в Центральном районе есть дома, где часть помещений имеют такой статус, но в жилых комплексах, переданных АВТОВАЗом, помещений со статусом общежитий нет.

Исходя из этого, все операции с недвижимостью, которые там могут производиться – переселение, улучшение жилищных условий и все прочие, – должны происходить в соответствии с жилищным законодательством. То есть жилые помещения в муниципальном фонде могут быть предоставлены гражданам признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоящим в списках очередности. Сейчас нас буквально атаковали граждане, депутаты и руководители АВТОВАЗа с просьбами «улучшить, переселить, предоставить». Поэтому, если граждане, проживающие в этих комплексах, хотят улучшить свои жилищные условия, они должны встать на учет по месту жительства. Это самый больной вопрос.

Все остальные вопросы решаемые. Приватизация в этих комплексах возможна, мы ее никогда не отрицали и не тормозим этот процесс. Но проблема в том, что граждане должны подтвердить свое право на приватизацию. А не в чиновниках отдела по учету и распределению жилой площади Автозаводского района, на которых упала вся тяжесть работы. Мы думаем, что порядка 9-9,5 тысячи проживающих смогут приватизировать свое жилье без особых проблем. Потому что основная масса была заселена в эти комплексы еще в конце 80-х – начале 90-х годов.

Проблемы с приватизацией возникнут только у двух категорий граждан. У тех, кто был заселен на койко-места, которые впоследствии превратились в доли. Причем доли в комнатах распределены очень интересно – 8 человек и у каждого по половине комнаты. Решить, кто имеет право на эту комнату и в каком размере, может только суд. Либо получится решить вопрос, сняв с регистрационного учета тех, кто много лет не проживал и не оплачивал. Каждая проблема будет решаться индивидуально, и на это нужно время.

И вторая категория, у которой возникнет проблема с приватизацией – граждане, заселенные после 2006 года, то есть после того, как общежития зарегистрировали как комплексы. Дело в том, что АВТОВАЗ как частная организация имел право вселять в свой частный жилой фонд на основании любых договоров: аренды, безвозмездного найма, краткосрочного найма и любых других. Мы как орган местного самоуправления можем принимать и заключать только два вида договоров: социального найма и найма специализированного жилого фонда (в общежитиях). Поэтому признать все вазовские договора однозначно договорами социального найма мы не можем. Здесь опять придется разбирать каждый случай отдельно, особенно краткосрочные.

Это принципиально важный момент: жилые комплексы переданы в муниципалитет после 1 марта 2005 года от частной организации, а не от государственного предприятия или учреждения. И применять к ним ст. 7 ФЗ 189 «О введении в действие жилищного кодекса РФ» ни в коем случае нельзя. Мы не можем автоматически считать все договора частной компании ОАО «АВТОВАЗ» договорами социального найма.

– Сколько проживающих могут столкнуться с проблемами при приватизации?

– Всего в комплексах зарегистрировано приблизительно 13 тысяч человек. Получается, что у 3-3,5 тысячи возникнут проблемы. Вопрос, правда, в том, проживают ли они на самом деле. Уже сейчас мы поняли, что там очень много зарегистрированных, но не проживающих. По нашим данным, их около 2 тысяч.

– Что делать тем, кто проживает на основании краткосрочного договора, а не ордера?

– Им нужно обращаться в суд, чтобы признали их право пользования этими помещениями. А вот что делать тем, у кого койко-место или доля, даже мы ответить пока не можем. Скорее всего, постепенно удастся снять с регистрационного учета всех, кто просто прописан, но не живет. В результате в комнате реально останется 1-2 человека, хотя зарегистрировано может быть и 8. По ним мы будем составлять списки, как уже было сделано по общежитиям в Центральном районе, и снимать с регистрации списками. Если нас поддержит суд, правовой департамент мэрии подаст соответствующие иски. В первом комплексе уже выявлено 630 непроживающих человек.

Но на это потребуется время. Плюс зарегистрированные могут начать добиваться своих прав на эти помещения, что затянет разбирательство. Если у жильцов есть желание ускорить этот процесс – можно подать иск и самим.

– Сколько уже приватизировано жилья?

– К нам поступило только одно дело на приватизацию, и оно рассмотрено положительно. Хоть и говорят, что у жильцов на руках есть около 60 решений судов о приватизации, до нас они пока не дошли.

– Ожидаете ли вы, что желающие приватизировать все же появятся?

– Да. Дело в том, что сбор документов занимает время, а паспортные столы стали работать только с 15 января. У людей желание есть, мы ождаем, что они вскоре пойдут к нам активно.

– Комплексы стали муниципальными. Означает ли это, что почти все их жильцы могут встать в очередь на улучшение жилищных условий?

– Да, если у них менее 12 метров общей площади на человека, то право у них есть. И у большинства из проживающих площадь гораздо меньше нормы – в комнатах живут семьи по 4-5 человек. Но все прекрасно знают, что квартиры по общей очереди в городе не предоставляются с 2002 года, с того момента, когда город перестал вкладывать средства в строительство социального жилья.

– Свободные места в комплексах есть?

– На сегодняшний день сказать, что там есть, а чего нет, очень сложно. Там очень много заселено нежилых помещений, с которыми придется еще разбираться. Кроме того, есть и виртуальные комнаты – граждане в них зарегистрированы, а физически их просто нет и никогда не было. Пока все эти вопросы не сняты, мы просто не можем никого заселять или переселять.

– Будут ли пользоваться работники ВАЗа преимуществами при заселении?

– Нет. Перед Жилищным кодексом все равны – работники автозавода, бюджетных структур или силовых ведомств. У нас даже нигде не отражается, где работает человек.

Александр Чернов