Главная > Новости АВТОВАЗа Экономика

Призвали в армию – потерял работу

10 февраля, 08:07 Экономика

Сложнейшая ситуация на АВТОВАЗе сказалась и на парнях, в свое время призванных с завода на срочную службу в Российскую Армию. Отслужив положенное, они не смогли вернуться на прежнюю работу. Около трехсот молодых тольяттинцев, обладающих необходимым образованием и навыками людей, оказались не у дел.

Один из них – Андрей Губанов. Работал слесарем-ремонтником в металлургическом производстве, был призван на Черноморский флот. Со службы вернулся в конце ноября минувшего года, а уже 1 декабря обратился в отдел кадров АВТОВАЗа в твердой уверенности, что трудоустройство ему гарантировано. Однако в этом молодому человеку отказали: прием работников закрыт. Порекомендовали заполнить анкету и обещали позвонить, если в мае-апреле будет открыт набор на совместное производство с «Рено». Сказали, якобы «армейцев» туда должны брать в первую очередь. Парень оставил свою анкету, через месяц снова наведался в отдел кадров – безрезультатно. Лишь увидел, по его словам, еще нескольких таких же бедолаг, как и он. В середине января устроился грузчиком в магазин.

Еще надеясь на благополучный исход дела, Андрей обратился за помощью в общественную приемную местного отделения партии «Единая Россия» Тольятти. Так же поступили еще трое его собратьев по несчастью. Пара звонков поступила в независимый профсоюз АВТОВАЗа «Единство», хотя официальных обращений не было. Это все, кто попытался сигнализировать о проблеме.

На самом деле «на улице» оказались около трехсот человек, бывших сотрудников автозавода, чьи трудовые договоры были прерваны призывом на военную службу. Это цифра, которую озвучивает вице-президент по персоналу ОАО «АВТОВАЗ» Дмитрий Михаленко.

– Столько бывших работников сейчас вернулись из рядов Российской Армии и хотели бы трудоустроиться на АВТОВАЗе, – говорит он. – Мы всегда таких людей брали на имеющиеся вакансии, но на сегодня вакансий, к сожалению, нет. Более того, численность имеющегося персонала превышает ту, которая необходима для производства автомобилей.

Как нам пояснили в юридической клинике при АНО «Открытая альтернатива», в соответствии с частью 1 статьи 83 Трудового кодекса при призыве работника на военную службу с ним прекращается трудовой договор по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Федеральным законом «О статусе военнослужащих» предусматриваются дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение прошедшим армию. В том числе за ними в течение трех месяцев после увольнения с военной службы сохраняется право поступить на работу в прежнюю организацию, но только если там идет набор. В случае с АВТОВАЗом, когда прием новых сотрудников закрыт, бывшим военнослужащим остается рассчитывать только на то, что центр занятости предоставит в первоочередном порядке работу с учетом их специальности.

Однако так было не всегда. Вернувшись из армии, Андрей Губанов не зря питал твердую уверенность в том, что устроится на предприятие. Ведь когда он его покидал, в коллективном договоре эта гарантия была прописана черным по белому. В разделе 9, пункте 12, от лица работодателя говорилось: «Осуществляет прием в ОАО «АВТОВАЗ» демобилизованных из Российской Армии, призванных на службу из общества, выпускников базовых профессиональных лицеев и колледжей, молодых специалистов в пределах утвержденного лимита численности». Но летом 2009 года на конференции профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения утвердили новую редакцию колдоговора, в котором сильно сократили льготы и гарантии вазовцам. В том числе и упомянутую нами.

Об этом нам рассказали в независимом профсоюзе «Единство». Только он выступал против изменений, урезающих права работников. В СМИ отмечалось, что первичная профсоюзная организация ОАО «АВТОВАЗ» подписала новую редакцию внутреннего нормативного акта без публичного обсуждения: заводчанам пришлось принять ее как факт.

– Раньше действительно была традиция: мы провожали ребят в армию, вели с ними переписку (поздравляли с праздниками, днем рождения) и ждали назад. Но ситуация сложилась так, что сейчас невозможно принять их: идет оптимизация численности сотрудников и перевод их в дочерние предприятия, – говорит председатель первичной профсоюзной организации АВТОВАЗа Николай Карагин. – И дело не в пункте колдоговора – есть Трудовой кодекс, который превыше всего. По нему, если проходят мероприятия по оптимизации численности, прием сотрудников закрывается. Да и не бывает так: одних увольняем, других на их места принимаем. Тогда люди будут обращаться в суды, а те – восстанавливать их.

Недавно на заводе была правительственная комиссия и мы попросили у заместителя министра здравоохранения и социального развития Максима Топилина разрешения принять этих ребят хотя бы в дочерние предприятия, чтобы они не пополняли списки безработных. Пока окончательного ответа нет, ждем, надеемся, что разрешат прием и тогда мы трудоустроим парней.

Об этом же заявляет и Дмитрий Михаленко:

– Сейчас молодых людей, вернувшихся со службы, взять на АВТОВАЗ не можем. Рассматривается вопрос о том, чтобы их, может быть, принять в дочерние общества «Перспектива» и «Реформинг-центр». Однако правительство выделило деньги на то, чтобы трудоустроить туда вазовских работников. Поэтому сложившийся вопрос непростой. Будем обсуждать его.

Ия Гречман