АВТОВАЗ планирует насытить спортивный рынок «Калинами»
В управлении спортивных автомобилей АВТОВАЗа назначен новый директор. «Главного по автоспорту» Владимира Незванкина, известного своими проектами автомобиля LADA Revolution и участием заводской команды в чемпионате мира WTCC, сменил Валерий Лазорко.
Человек в управлении не новый: долгое время он был заместителем директора управления спортивных автомобилей (УСА), занимался организацией спортивных соревнований в Тольятти, продвижением фирменных команд АВТОВАЗа в различных дисциплинах российского и международного автоспорта.
Чего нам ждать в будущие годы от вазовских команд? Как будет развиваться тольяттинский автоспорт? Увидим ли мы еще когда-нибудь в нашем городе соревнования по кольцевым гонкам или ралли? Обо всем этом мы побеседовали с новым директором УСА ОАО «АВТОВАЗ» Валерием Лазорко.
С WTCC на «Калины»
В 2009 году вазовский автоспорт ушел с национальной на международную арену. Программы участия фирменных команд в российских чемпионатах были практически свернуты, тольяттинцев там можно было видеть лишь на отдельных этапах. Зато четыре заводские команды впервые стартовали в чемпионате мира WTCC. По итогам более чем двух десятков гонок пилоты LADA SPORT завоевали недостаточно очков, чтобы серьезно вмешаться в борьбу лидеров. В то же время АВТОВАЗ потратил на программу участия в WTCC приличные деньги – несколько миллионов евро. По европейским меркам это немного, но для нашей страны, тем более в кризисный год – сумма более чем серьезная.
– Мое мнение: в прошлом году нами были допущены стратегические ошибки, – начинает свой рассказ Валерий Павлович. – Мы были сосредоточены на международных программах, тогда как экономический кризис очень негативно сказался на заводе. Выглядело этого как пир во время чумы. Тем не менее я хочу подчеркнуть, что АВТОВАЗу нужно участвовать в чемпионатах мира. Но нужно делать это вовремя, не сейчас.
– Так по какому пути лучше идти вазовскому автоспорту?
– Нужно сосредоточиться на национальных соревнованиях. Прежде всего потому что на сегодняшний день рынок спортивных автомобилей в нашей стране «обезглавлен». Гонщики выступают или на иномарках, или на старых «восьмерках» и «двенадцатых», доезжающих последние дни.
– Мы можем предложить альтернативу?
– «Калина», по моему мнению, очень спортивный автомобиль и у него хорошая перспектива в спорте. Машина компактная и в то же время энерговооруженная, с двигателем популярного объема 1,6 литра. К тому же быстрая – это подтверждают те соревнования, в которых участвуют наши команды. Потихоньку спортсмены начинают пересаживаться на спортивные «Калины».
В начале февраля наши представители побывали в Казани на совещании автомобильной федерации Татарстана. Там чиновники федерации и спортсмены обсуждали вопрос: в какую сторону двигаться дальше? И все сошлись во мнении, что в самых массовых классах российского автоспорта необходимо обновление старой техники именно на «Калину». В ближайшее время эта работа начнется, сейчас мы собираем заказы на новые автомобили и запчасти к ним. Это говорит о том, что спортивная общественность готова воспринимать этот автомобиль.
Полшага назад, два шага вперед
Основные классы видов российского автоспорта
Ралли
R1 – допускается участие на практически серийных моноприводных автомобилях с двигателем объемом до 1600 куб. см (мощность около 130 л. с.) с незначительными доработками.
R2 – участники стартуют на моноприводных автомобилях с двигателем объемом до 1600 куб. см (мощность около 170 – 180 л. с.) с существенным усилением основных узлов, доработкой двигателя, трансмиссии, подвески и тормозов.
R3 – автомобили, подготовленные по правилам международного класса Super-1600. Имеют привод на одну ось, высокофорсированный двигатель (мощность – свыше 200 л. с.), серьезные изменения в конструкции автомобиля.
«Абсолют» – к участию допускаются полноприводные турбоавтомобили, имеющие высокую мощность двигателей (около 300 л. с.), и автомобили международного класса Super-2000. Самый быстрый класс российского ралли.
Кольцевые гонки
Класс «Национальный» – кольцевой аналог раллийного класса R1.
Класс «Туринг-Лайт» – кольцевой аналог раллийного класса R2
Зимние трековые гонки
Класс «N-1600» – трековый аналог раллийного класса R1.
Класс «A-1600» – трековый аналог раллийного класса R2
Скорость и перспективность новых спортивных «Калин» вазовцы доказывают результатами на трековых и кроссовых, кольцевых и раллийных трассах. Все чаще фирменные пилоты вазовских команд на скромных российских автомобилях одолевают соперников, выкатывающих на трассы «иностранцев»:
– В этом году на первом же этапе трекового чемпионата России наши гонщики Кирилл Ладыгин и Дмитрий Брагин добились максимального результата – заняли первое и второе места. Причем в одних заездах с ними ехали более «заряженные» автомобили. Сейчас мы должны думать не только о выступлениях, но и о том, насколько эффективны они были с точки зрения маркетинга.
Задачу перед нашими гонщиками мы ставили следующую: в классе N-1600 бороться за чемпионское звание в конкурентной среде иномарок. Ведь основу класса сейчас составляют «ситроены», «форды», «хонды» и «фольксвагены». Это наши конкуренты не только на трассе, но и на рынке. В более дорогом классе А-1600 нам необходимо показать потенциал «Калины» на одном-двух этапах. И этого будет достаточно, чтобы убедить тех, кто сейчас гоняет на «восьмерках», пересаживаться на «Калины». Пока с этими задачами мы справляемся.
Вообще одна из наших главных задач – немного вспомнить прошлое. Мы должны сделать полшага назад, чтобы потом сделать два шага вперед. Речь идет о возрождении «Кубка Лада» в основных видах российского автоспорта, где базой могла бы стать «Калина». Мы стремимся насытить рынок этими автомобилями.
– Но кроме зимних трековых соревнований есть еще множество дисциплин автоспорта. Какие задачи ставит перед собой команда и УСА в раллийных гонках?
– Мне кажется, спортсмены заводской команды LADA SPORT всегда должны бороться за абсолютные места, победы в общем зачете. И для этого нужно выезжать на этапы в группе А, готовить машины по международным требованиям Super-1600. На асфальте такие машины даже быстрее, чем полноприводные N-групповые Subaru и Mitsubishi. К тому же готовятся новые международные правила, которые разрешат постройку полноприводного автомобиля с турбодвигателем 1,6. И такой автомобиль мы, возможно, будем строить. Потенциал для этого есть.
– Но это перспективы. А что мы имеем сейчас?
– Сейчас мы едем в классах R1 и R2. Но я считаю, что мы должны из класса R1 уйти, сосредоточиться на участии в классе R2 и, может быть, с какими-нибудь особыми машинами заявиться в классе R3. А в R1 организовать моносерию – раллийный Кубок «Калина», как это делает сейчас в российском чемпионате компания Renault. АВТОВАЗ должен обеспечить участников техникой для этого зачета – продавать машины, сдавать их в аренду – и этот Кубок в ралли поднять.
– Не за горами открытие летнего сезона. Появятся ли наши новые автомобили и заводская команда в кольцевых автогонках?
– Как известно, гонщики на автомобилях Кубка «Лада» сейчас ездят в составе класса «Национальный» российского чемпионата RTCC. Внутри него мы вывели специальный зачет «Лада Калина», чтобы стимулировать спортсменов к обновлению техники. В перспективе мы бы хотели, чтобы класс «Национальный» стал классом «Национальный-Калина». И все предпосылки к этому есть.
– А будет ли LADA SPORT участвовать в более мощном классе «Туринг-Лайт»?
– Мы не исключаем этого. Но здесь нужно будет понаблюдать, как поведут себя конкуренты. А они иногда действуют просто бесстыдно. Ставят спортивные детали в серийные машины, что в этом классе запрещено. Причем эти команды столичные, и нам, базирующимся в регионе, сложно с ними бороться. Если мы поймем, что не можем быть здесь конкурентоспособными, действуя в рамках технического регламента, мы уйдем из этого класса и сосредоточимся на «Кубке Калина». В том числе заводской командой.
Вообще-то заводские команды не должны участвовать в моносериях. Однако эта мера необходима для того, чтобы подтолкнуть класс к развитию. Пример такой работы – кольцевой «Кубок Лада», который мы начинали в 1998 году и довели состав его участников до небывалого количества – в 2003 году на трассу вышло 52 гонщика. Виталий Петров, один из ярких чемпионов этого класса, стал первым русским пилотом Формулы-1, и мы гордимся этим гонщиком.
– В автокроссе какие-нибудь изменения планируются?
– Здесь задачи те же, что и в других видах автоспорта – развитие калиновской программы. Будем пытаться пересаживать наших гонщиков на более современную технику, которая в руках опытных пилотов уже доказывает свою скорость. Примеров достаточно – выступления прошедшим летом Виталия Дудина и лидерство гонщиков на «Калинах» в трековых соревнованиях этой зимы.
И вновь «Тольятти-Ринг»?
В начале 2000-х годов автоспорт в Тольятти возрождался семимильными шагами. Кроссовые гонки, испокон веков проходившие на автодроме КВЦ, все более прирастали участниками и становились все зрелищнее. Улица Спортивная и аллея любви стали «тольяттинским Монако» – по три раза в год здесь проводились этапы чемпионата страны по кольцевым автогонкам. Вслед за этим в Тольятти было решено возродить и ралли «Жигули», которое собирало на старте десятки сильнейших спортсменов страны. В те годы наш город можно было гордо именовать не только автомобильной, но и автоспортивной столицей.
Но потом былая слава начала угасать. Сначала в городе не стало ралли и кольцевых автогонок. Вслед за этим почти затух кольцевой чемпионат.
Те времена вспоминают и в управлении спортивными автомобилями с теплотой. И даже подумывают о том, чтобы вернуть к жизни знакомые гонщикам трассы.
– Власти города, руководство автозавода и спортивная общественность области положительно смотрят в сторону возрождения гонок на городской трассе «Тольятти-Ринг». Я очень надеюсь, что сообща мы восстановим эту трассу, запустим на ней российские соревнования. А уже потом можно пригласить сюда международные серии вплоть до чемпионата мира WTCC и мировой серии Renault, которая проводится в том числе на городских трассах. Так как французы наши партнеры, мы можем предложить им провести один из этапов серии в Тольятти.
– Когда можно вновь ожидать рева спортивных моторов на улице Спортивной?
– Мне хочется, чтобы это произошло уже летом. Но восстановление трассы – недешевый проект, а кризис в нашем городе еще ощущается. Тем не менее работа по «Тольятти-Рингу» в этом году начнется точно. Если все получится, то далее можно будет задумываться и о возрождении других соревнований.