Тольяттиазот: куда уходят деньги
В сентябре на заседании Самарской Губернской Думы губернатор Николай Меркушкин констатировал, что регион больше не является донором. Месяцем ранее СМИ сообщили об оформлении Самарской областью крупнейшего субфедерального займа в уходящем году – регион разместил облигации на пять с половиной лет на общую сумму в 10 млрд рублей. По динамике развития Самарская область занимает 52-е место среди российских регионов, то есть находится во второй половине списка. Возникает резонный вопрос: как? Как получилось, что регион с уникальным промышленным комплексом, богатый природными и людскими ресурсами вынужден искать деньги на рынке, будучи не в силах обеспечить стабильное развитие и решение актуальных социальных проблем?
Возможно, ответ кроется в непрозрачных схемах бизнеса, которые используют некоторые крупные компании региона. Классический пример – нашумевшая история с ОАО «Тольяттиазот». Некогда гордость отечественного химпрома сегодня превратилась в нечто вроде колониальной концессии: завод находится в России, использует российское сырье и труд российских рабочих, но прибыль поступает напрямую в карман иностранных собственников, причем с ее значительной части вообще не платятся никакие налоги.
Достигается это следующим образом: завод продает свою основную продукцию – аммиак и карбамид – по заниженным ценам швейцарским компаниям-посредникам AmeropaAG и NitrochemDistributionAG, аффилированным с основными владельцами ТоАЗа – семейством Махлаев. Ставка налога в Швейцарии для этих фирм, как ведущих деятельность за рубежом, составляет всего 2%. Впоследствии они продают товар уже по рыночным ценам, а «разница» оседает на счетах швейцарцев Андреаса Циви и Беата Рупрехта, руководителей AmeropaAGи NitrochemDistributionAG, участвующих в афере. С этих денег не платятся налоги ни в региональный, ни в федеральный бюджеты. Материалы налоговых проверок деятельности ТоАЗа показали, что в 2008-2011 годах предприятие недоплатило около 1 миллиарда рублей. Но отраслевые эксперты убеждены, что реальные масштабы махинаций куда выше, и за эти годы Махлаи вместе с Циви и Рупрехтом вывели за рубеж более 560 миллионов долларов.
Даже незначительной частитех средств, что сегодня идут на обеспечение шикарной жизни для заграничных олигархов, хватило бы, чтобы помочь сотням маленьких самарцев, которые погибают в возрасте до года или получают страшный диагноз: онкология. Число таких детей в регионе растет ежегодно на 4,5-5%. Врачи винят во всем плохую экологию, но сделать ничего не могут: оборудование в медицинских кабинетах давно устарело как морально, так и физически, а денег на обновление у региона нет.
Даже малой доли тех денег с лихвой хватило бы, чтобы подарить надежду 1200 самарским военным пенсионерам, которые стоят сегодня в очереди на выселение и умирают, не дождавшись положенного им собственного жилья.
В конце концов, можно было бы построить детские садики, которых так сегодня не хватает в области, отремонтировать дороги или оборудовать спортзалы в школах. Но обо всем этом придется забыть, пока прибыль от крупнейшего в регионе химкомбината служит лишь удовлетворению безграничной алчности нескольких иностранных дельцов.
Не так давно у жителей региона все-таки появилась надежда: в этом году массовое хищение средств с химкомбината вновь привлекло внимание следователей: в мае этого года обыски с выемками документов прошли в ОАО «Тольяттиазот» и аффилированных структурах, а в ноябре – в российском представительстве AmeropaAG. 21 декабря СК РФ объявил о разоблачении аферы и возбуждения против ее участников уголовного дела по ч. 4 ст. 159 – «мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере», которым теперь грозит до 10 лет лишения свободы.
Остается надеяться, что на фоне беспрецедентной антикоррупционной компании, которая развернулась в стране в последние месяцы, правоохранительным органам удастся пресечь махинации и все виновные понесут заслуженное наказание, а из Самарской области перестанут утекать за рубеж столь нужные ей деньги.
Источник: TLTgorod