Главная > Культура

IV Международный фестиваль «Jazz-весна в Тольятти»: жаркие ритмы холодной весны

17 марта, 07:44 Культура

Вот и отгремел IV Международный фестиваль «Jazz-весна в Тольятти». «Отгремел», пожалуй, самый точный глагол для обозначения того, что творилось в зале Тольяттинской филармонии с 12 по 14 марта.

Впервые на фестивале иностранные коллективы, которые всегда были изюминкой, выступали не один, а два вечера. Впервые в рамках «Jazz-весны в Тольятти» публику удивили исполнением блюз-рока. Эмоции зашкаливали все три фестивальных дня!

В первый вечер слушателей радовала «Лучшая блюзовая гитара», символ «горячей, жгучей игры и чувственного голоса» из США Николь Фурнье. Скромно одетая дама средних лет вышла на сцену и, широко улыбаясь белозубой улыбкой, поприветствовала зал на ломаном русском: «Добрый вечер!» Народ одобрительно зааплодировал. А как только Николь взяла первые аккорды, сомнений не осталось: она здесь своя. И хотя многие слушатели, возможно, были удивлены, не дождавшись от трио Фурнье – Клинт Хукс (ударные) – Билл Нилли (бас-гитара) классического джаза, раскачать удалось почти всех! В первом отделении публика ещё держала себя в руках, скромно пританцовывая на сидениях. А во втором, когда Николь Фурнье без остатка выплеснула на зрителей свою бешеную энергетику, многих на месте было уже не удержать. Николь Фурнье хвалят за преданность традициям американского блюза, но её энергия не вписывается в рамки одного направления. Её музыка – это так называемый блюз-рок. В этом она вся.

Второй вечер джаз-феста был более традиционным: выступали тольяттинские музыканты. Джаз-оркестр филармонии (художественный руководитель и дирижёр Валерий Мурзов) напомнил собравшимся, что главное в эти три дня, и представил довольно академичный джаз.

Трио «Пари» в составе гитаристов Виктора Мельникова и Вадима Костицына и контрабасиста Валентина Зубова не внесло диссонанс в заданный ритм. Музыканты красиво исполнили спокойный классический джаз.

А вот от игры дуэта Владимира Градобоева (фортепиано) и Владимира Мулюкина (скрипка) «Джаз-бриз» захотелось танцевать. Музыканты были вполне в своём духе: их выступления всегда отличаются особым драйвом.

Стоит отметить, что уровень тольяттинских джазовых музыкантов растет год от года. Наряду с уже опытными коллективами выступают совсем молодые. И в этом успешно сочетаются преемственность лучшего и свежесть нового. Так, во втором отделении сценой и вниманием слушателей завладел долгожитель с вечно молодым лицом – «Резонанс». Этакий латино-джаз уже стал для коллектива визитной карточкой. А вот группа «Клео» – свежее имя для тольяттинских меломанов – очаровывала публику вокалом солистки.

Новое поколение тольяттинских музыкантов завершало второй день фестиваля. Впрочем, и здесь была заметна преемственность поколений: Ярослав Сапожинский – знаток тольяттинского джаза – помог Молодёжной творческой студии «АльтерНатив» представить настоящий джаз, свободный и многогранный.

В третий вечер слушателей ждал сюрприз с жарким кубинским колоритом. Группа «Che Guevara Jazz» приготовила для тольяттинцев традиционные джазовые стандарты в латиноамериканской и афрокубинской аранжировке. Двое из квартета – настоящие кубинцы. И к тому же – братья. Педро Александр Альфонсо Лопес – основатель и лидер проекта – пианист, композитор, аранжировщик. Абелардо Альфонсо Лопес играет на электронном контрабасе. С раннего детства братьев окружал музыкальный мир, ведь в их семье – сплошь знаменитые кубинские музыканты. Дед по материнской линии – Орестес Лопес – великий кубинский композитор, создатель стиля «Мамбо» и основоположник стиля «Ча ча ча» играл почти на всех музыкальных инструментах!

Невероятно обаятельные братья Лопес совершенно по-разному ведут себя на сцене: на лице Педро отражается вся палитра эмоций, Абелардо же спокоен и словно безучастен – всё внутри. То и дело братья подходили к микрофону поблагодарить публику за радушный приём и представить автора следующей композиции. Список авторов был нехитрый: Педро Альфонсо Лопес и Абелардо Альфонсо Лопес. Кстати, говорят музыканты на хорошем русском. Здесь нет ничего удивительного: Абелардо живёт в Москве уже 20 лет: с тех пор, как, выиграв всекубинский конкурс, получил направление на обучение в Московской консерватории. В 2002 году в Москву переехал и Педро. Так что интернациональной группе «Che Guevara Jazz» (барабанщик Виктор Коньков и флейтист Борис Анисимов – русские) вряд ли мешает языковой барьер. Да и какой может быть язык у музыкантов, кроме языка музыки? Доказательством этому послужил завершивший фестиваль джем-сейшн, которым «Che Guevara Jazz» вместе с гитаристом «Резонанса» Георгием Ивановым и перкуссионистом Юсифом Маиловым напоследок одарили тольяттинцев. Абелардо Лопес считает, что музыка – это универсальный язык, с помощью которого можно передать людям все чувства. И совершенно не важно, какой это будет жанр или музыкальное направление. Главное – музыка должна быть красива и содержательна.

Несмотря на всё своё разнообразие, музыка трёх фестивальных вечеров была удивительно красива и, безусловно, содержательна. Наверное, поэтому IV Международный фестиваль «Jazz-весна в Тольятти» прошёл на одном дыхании. Все понимали друг друга без лишних слов. Воспоминаний хватит ещё надолго. И, смакуя их, мы с нетерпением будем ждать следующего – юбилейного Джаз-феста.

Юлия Шаповалова