Главная > Главный моногород России Экономика

Зависимость Самарской области от АВТОВАЗа названа одной из проблем экономики региона

17 марта, 16:03 Экономика

Сегодня на заседании Правительства Самарской области было рассмотрено социально-экономическое развитие Самарской области.

Особенностью этого ежегодного доклада стало то, что были не только рассмотрены итоги 2009 года, но и намечены основные задачи правительства области на 2010 год.

Тон обсуждения задал Губернатор Самарской области Владимир Артяков: «Социальные стандарты для населения мы сохранили на докризисном уровне. Это очень хороший показатель. Кроме того, наша область по-прежнему находится в числе регионов-доноров Российской Федерации. Это тоже очень важный показатель.

Главный итог 2009 года – это то, что в кризисной ситуации удалось не допустить резкого ухудшения социальной обстановки и значительного снижения уровня жизни населения. В социальном отношении регион оказался устойчивее многих субъектов РФ. Несмотря на очень существенное снижение доходов бюджета, были исполнены все социальные обязательства, взятые на себя регионом (одних только социальных выплат осуществляется 108 видов, из них областного уровня – 52), а по отдельным составляющим социального развития удалось добиться роста. С августа 2009 года наблюдается ежемесячный рост объемов промышленного производства. Эта тенденция сохраняется и в январе-феврале 2010 года, то есть на протяжении уже 6 месяцев. Экономика области входит в зону возрастающего тренда, что в определенной мере является результатом принимаемых на всех уровнях власти мер поддержки регионального промышленного комплекса.

Однако прошедший год со всей очевидностью продемонстрировал две основные проблемы промышленного комплекса:

  1. Высокую зависимость экономики области от деятельности системообразующего предприятия ОАО «АВТОВАЗ». Ведь это не только градообразующее предприятие второго по величине города области – Тольятти, но и основной заказчик для трехсот предприятий автокомпонентной отрасли региона.
  2. Вхождение крупнейших предприятий региона в вертикально-интегрированные структуры, и связанный с этим переход центров принятия решений за пределы региона.

В результате конструктивного взаимодействия с ОАО «АВТОВАЗ» представителей всех уровней власти в 2009 году удалось стабилизировать финансово-экономическое состояние предприятия, сохранить коллектив, организовать переобучение и трудоустройство высвобождаемых работников. Активно решались вопросы стратегии реструктуризации и реформирования этого крупнейшего предприятия региона. Беспрецедентные решения, принятые правительством РФ и губернатором Самарской области, по сути, предотвратили «взрыв» на рынке труда Тольятти.

Но региональную власть беспокоит не только устойчивость ключевого предприятия автомобильного кластера области. Для нас важно сохранить и укрепить позиции на посткризисном рынке самарских производителей автокомпонентов, радикально повысить конкурентоспособность производимой ими продукции.

По инициативе Правительства Самарской области в феврале 2010 года проведено учредительное собрание Поволжского автомобильного кластера и образован Стратегический комитет кластера. На сегодняшний день учредительные документы подписали 17 организаций автокомпонентной отрасли. Поставлена задача – обеспечить организационную и коммуникационную поддержку во взаимодействии с ведущими зарубежными компаниями по производству автокомпонентов, встраивание в сети поставщиков для российских и зарубежных автосборочных производств, создание совместных предприятий, взаимодействие с малым бизнесом.

В этом плане весьма конструктивной представляется идея губернатора, которая была высказана на заседании Экспертного Совета по региональной инвестиционной политике при Министерстве регионального развития об установлении законодательного ограничения форм вхождения иностранного капитала на территорию России в сфере производства автокомпонентов – исключительно через создание совместных предприятий с российскими компаниями. В настоящее время Минрегионразвития России поручено проработать юридическую возможность по введению такого законодательного ограничения.

Более активной позиции в работе по кластерным инициативам правительство области ждет и от ОАО «АВТОВАЗ». Это важно не только для формирования устойчивых кооперационных связей с производителями автокомпонентов на перспективу, в рамках постановки на конвейер нового модельного ряда, но и с точки зрения стабильности комплектации автомобилей, выпускаемых в настоящее время. Вопросы взаимодействия с российскими (в частности, с самарскими) производителями автокомпонентов должны найти отражение в Стратегии развития ОАО «АВТОВАЗ» до 2020 года.

Заместитель председателя правительства области – министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Габибулла Хасаев подчеркнул, что на АВТОВАЗ ложится особая ответственность – не только за высвобождение своих работников, но и за будущее занятых в автокомпонентной отрасли.

Александр Чернов