Разорители тольяттинского химпредприятия окопались за рубежом
Самарская область – относительно благополучный регион России. Он богат природными и людскими ресурсами, а также обладает уникальным промышленным потенциалом. Тем не менее, мы можем наблюдать практически невероятную картину: вроде бы относительно богатый и развитый регион оказывается не в силах решить многие проблемы, в первую очередь, инфраструктурные и социальные. В прошлом году регион был вынужден разместить облигации на пять с половиной лет на общую сумму в 10 млрд рублей.
Почему же так происходит? Вероятно, дело именно в том, что далеко не весь крупный бизнес в регионе вышел «из тени», непрозрачные финансовые схемы, позволяющие недобросовестным предпринимателям уходить от налогов, все еще широко применяются.
Одна из таких афер недавно была раскрыта правоохранительными органами на ОАО «Тольяттиазот» – крупнейшем химическом предприятии не только региона, но и России. Было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное в особо крупном размере).
Суть аферы такова: завод продает свою основную продукцию – аммиак и карбамид – по заниженным ценам швейцарским компаниям-посредникам AmeropaAG и NitrochemDistributionAG, аффилированным с основными владельцами ТоАЗа – семейством Махлаев. Ставка налога в Швейцарии для этих фирм, как ведущих деятельность за рубежом, составляет всего 2%. Впоследствии они продают товар уже по рыночным ценам, а «разница» оседает на счетах швейцарцев Андреаса Циви и Беата Рупрехта, руководителей AmeropaAG иNitrochemDistributionAG, участвующих в афере. С этих денег не платятся налоги ни в региональный, ни в федеральный бюджеты. Материалы налоговых проверок деятельности ТоАЗа показали, что в 2008-2011 годах предприятие недоплатило около 1 миллиарда рублей. Но отраслевые эксперты убеждены, что реальные масштабы махинаций куда выше, и за эти годы Махлаи вместе с Циви и Рупрехтом вывели за рубеж более 560 миллионов долларов.
Совсем недавно обнаружились новые подробности махинаций на «Тольяттиазоте»: как выяснилось, руководство завода давно занимается выводом наиболее ликвидных активов. Аффилированным с владельцами ТоАЗа структурам оказалось за бесценок продано метанольное производство, агрегат аммиака, хранилище аммиака, оборудование для производства карбамидно-формальдегидного концентрата, технологические трубопроводы, подъездные пути, элеткроподстанции и многое другое. Делается это, очевидно для того, чтобы сдавать оборудование в аренду собственному же предприятию, выжимая из него последние средства.
А ведь когда-то «Тольяттиазот» был гордостью отечественной химии, завод давал работу и уверенность в завтрашнем дне тысячам жителей Самарского региона и их семьям. Теперь он, расчлененный и распроданный по кусочкам, служит лишь алчности своих заграничных хозяев.
А тем временем Самарская область, недополучающая сотни миллионов рублей налогов, ищет способы залатать бюджетные дыры. Недавно регион из донора перешел в разряд дотационных. По-прежнему актуальна проблема дорог, положения военных пенсионеров, нехватки медицинского оборудования в больницах.
В последнее время российская общественность активно обсуждает условия жизни детей-сирот, был даже принят закон, призванный улучшить их положение и защитить. В Самарской области эта проблема стоит очень остро, ведь в ней живет более 10 тыс. сирот. Многие из них далеко не всегда могут получить положенную по закону материальную помощь. Примерно тысяча сирот не имеет жилья (и это только официально учтенные дети), а усилий государства хватает лишь на обеспечение кровом чуть более чем 100 сирот в год. Лишенные внимания, заботы и самых простых вещей вроде одежды, игрушек и книг, дети оказываются предоставлены сами себе и оказываются беззащитными перед такими угрозами, как наркомания, алкоголизм, уличная преступность. Прокурорская проверка самарского детского дома № 1 им. Б. П. Фролова и школы-интерната № 13 показала ужасающие результаты: территории обоих заведений не благоустроены, ограждение почти отсутствует, около зданий разбросаны шприцы, а вокруг полно мусора и бродячих собак. Аналогичная проверка на территории школы-интерната N113 — все то же скопление мусора: бутылок из-под пива, пачек от сигарет, флаконов из-под спиртовых настоек, использованные медицинские шприцы. Очевидно, что детей надо спасать, но усилий волонтеров явно недостаточно: нужны целевые программы, которые стоят денег. А их у промышленно развитой Самарской области как раз и не хватает.
Сколько еще крупнейшее предприятие региона будет работать на роскошную жизнь заграничных олигархов, пока тысячи самарских детей остаются без будущего? Остается надеяться, что следователям удастся привлечь к ответственности виновных в многомиллионных хищениях на химкомбинате и вернуть Самарской области столь нужные ей деньги.
Источник: TLTgorod