Аттракцион с полосатыми палочками
Встреча с инспектором ГИБДД на пути из точки А в точку В мало кому способна доставить радость. Если вы не звезда российской эстрады, то остановка вряд ли связана с тем, что у вас хотят попросить автограф. Но и подписью в протоколе она вовсе не обязана заканчиваться. В крайнем случае это может быть запись о том, что вы не согласны с трактовкой событий, которую зафиксировал инспектор.
Но вообще, существует довольно много способов распрощаться с так называемыми «гаишниками», не выходя из машины. Для этого нужно время от времени освежать в памяти содержание нормативных документов. Тогда вы навсегда избавитесь от подобострастной позы и сможете беседовать с инспекторами на равных. Мы в свою очередь решили облегчить эту неприятную обязанность автолюбителей и рассмотреть несколько типичных ситуаций, в которых непросвещенный владелец транспортного средства часто похож на водителя ишака.
Товарищ инспектор, вы украли форму?
Впрочем, прежде чем мы отправимся в путь и перенесемся в параллельный мир, где вся жизнь проходит на обочине, давайте обсудим такое понятие, как вежливость. Вежливость – это не только лучшее оружие вора, но и лучший способ общения с инспектором ГИБДД. Допустим, что он не прав и обвиняет вас ни за что, придирается, хочет поставить галочку в плане или получить взятку. В этом случае нельзя выходить из себя, грубить и хамить ему. Согласно законодательству к вам может быть применена ст. 319 УК РФ «Оскорбление представителя власти». В итоге вы за грубость и хамство в сторону инспектора ГИБДД, который, несмотря ни на что, находится при исполнении должностных обязанностей, можете быть наказаны штрафом в размере до сорока тысяч рублей. Или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
Ну, будем считать, что такое понятие, как вежливость, знакомо нашим читателям и мы можем отправляться в путь в качестве водителей транспортных средства. Допустим, через некоторое время вас останавливают. Итак, запомните, общение с ГАИ начинается с того момента, как вас остановили. Вы не должны выходить из автомобиля и идти навстречу инспектору. Спокойно сидите в машине, он к вам сам подойдет. В это время, если хотите, можете включить диктофон, проговорить заранее дату, место и время. Если есть видеорегистратор, поверните его в свою сторону.
Сотрудник ГИБДД обязательно должен представиться вам, но без прикладывания руки к головному убору, и по первому требованию обязан показать свое служебное удостоверение. Если он этого не сделает, можете не считать его сотрудником полиции и спокойно заявить: товарищ инспектор, возможно, вы не тот, за кого себя выдаете, а свою форму вы просто украли или купили в военторге.
Кроме того, у инспектора обязательно должен быть нагрудный значок с оригинальным номером. Если его нет, значит этот сотрудник ГИБДД уже сдал смену и в данный момент не при исполнении своих служебных обязанностей – видимо, решил подзаработать, «порубить капусты» в свободное от работы время. Об этом можно вежливо поинтересоваться у него. Скорее всего, он вам ответит «счастливого пути». Если нет, то вы имеете право потребовать вызвать старшего смены, для того чтобы убедиться, действительно ли этот сотрудник ГИБДД находится при исполнении служебных обязанностей.
Между тем, если инспектор представился, показал служебное удостоверение и у него на груди присутствует нагрудный знак, послушайте, что он скажет дальше. Если он вас попросит предъявить документы для проверки, вежливо попросите его сообщить причину остановки, которых, как известно, всего десять:
— установленные или зафиксированные признаки нарушения требований безопасного дорожного движения;
— присутствие информации о причастности пассажиров или самого водителя к ДТП;
— присутствие информации об использовании ТС в противоправных целях, основания предполагать, что оно разыскивается;
— опрос водителя или его пассажиров, если они очевидцы ДТП, об обстоятельствах данного ДТП;
— привлечение в качестве понятого;
— осуществление распорядительно-регулировочных действий;
— надобность использования ТС;
— надобность привлечения водителя ради оказания помощи остальным участникам дорожного движения/ полиции;
— проведение проверочных мероприятий, соответственно целям спец. мероприятий ТС, их пассажиров и транспортируемых грузов;
— проверка документов на право вождения ТС и его использования, документов на ТС и транспортируемый груз, удостоверений личности водителя или его пассажиров (исключительно на постах ДПС).
При этом, уважаемые товарищи водители, помните, что после взмаха «волшебной палочки» не стоит со всей силы жать на педаль тормоза. Производя остановку транспортного средства, не создавайте помех участникам движения и выполняйте правила ПДД. Более того, правилами не регламентируется расстояние остановки после того, как вас остановил инспектор ГИБДД. Согласно П 2.1.1 и П 2.4 ПДД, к этому требования не предъявляются.
Также помните, что согласно пункту 2.1.1 вы обязаны иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки: водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения – временное разрешение; регистрационные документы и талон о прохождении государственного технического осмотра на данное транспортное средство, а при наличии прицепа – и на прицеп.
Но самое главное, запомните, инспектор ГИБДД может не называть причину остановки транспортного средства только в одном случае, а именно: не следует сообщать о действительной причине остановки транспортного средства в случаях, когда водитель или пассажиры подозреваются в совершении преступления либо причастности к ДТП. При этом сотрудник ДПС должен найти предлог для разговора с водителем, не раскрывая истинного характера своих намерений. Заметьте, что даже в этом случае вы не обязаны предоставлять права после остановки инспектором.
Кроме того, пусть у вас в бардачке всегда лежит последняя редакция ПДД. Если вас остановили за нарушение, спросите вежливо у инспектора, по какой статье он собирается привлечь вас к ответственности. Иногда просто необходимо сверять слова, сказанные человеком с жезлом, с правилами дорожного движения. В том случае если нарушение не соответствует произошедшей ситуации, надо вежливо сказать это сотруднику ГИБДД.
И конечно, не надо нервничать. Вас остановили? Не беда! Сидите спокойно за рулем вашего транспортного средства и не давайте инспектору быть правым заранее – не надо выскакивать из автомобиля с виноватым видом. Многие водители до сих пор не избавились от этой привычки. А между прочим, выходить из автомобиля необязательно даже во время составления протокола. Пока сотрудники ДПС составляют протокол, можете сидеть в машине, вы не обязаны создавать им комфортных условий для работы и «присаживаться в патрульный автомобиль».
Попросить выйти из машины могут в следующих случаях:
– для устранения технической неисправности авто или при нарушении правил перевозки грузов;
– когда есть серьезные подозрения, что водитель нетрезв;
– для сверки номеров агрегатов автомобиля (двигателя и кузова);
– для досмотра авто и груза;
– водителя, пассажиров подозревают в совершении преступления;
– требуется участие водителя в оформлении необходимых документов либо в оказании помощи.
Операция «Красный нос»
Вот уж где раздолье для сотрудников ГИБДД, так это при выявлении нетрезвых водителей. Сколько раз нам, уважаемые товарищи водители, приходилось доказывать, что мы не «после вчерашнего» и наш красный нос – это следствие мороза или физиологическая особенность. Запомните самое главное правило: если вы точно уверены, что накануне ничего, кроме чая, не пили, никогда не отказывайтесь от освидетельствования. Отказаться нельзя! Иначе ответственность такая же, как и за нахождение в состоянии опьянения, – лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет.
Конечно, процедура освидетельствования потребует достаточно много времени, и вот этим обстоятельством инспекторы ГИБДД пользуются для личного обогащения. Известны случаи, когда инспектор останавливал водителя, когда тот, например, вез жену в роддом. Оценить адекватно ситуацию будущему отцу практически невозможно – в роддом нельзя опаздывать! В итоге инспектор предлагает договориться на месте: немного «капусты» – и можете дальше ехать «к аисту». В противном случае ближайшие три часа придется провести на освидетельствовании, а «ваша дамочка пусть вызывает скорую или едет в роддом на трамвае». Естественно, в такой ситуации будущие отцы платят – лучше отдать «капусту», чем опоздать «к аисту».
Еще один популярный способ отъема денег – устроить засаду на «алкоголиков» ночью на подъездах к аэропортам. Водитель спешит к рейсу, и ему проще отдать деньги, чем опоздать. Конечно, найдутся такие, которые скажут, что надо быть тем еще «интеллигентом», чтобы поехать в аэропорт на личном автомобиле, но представьте, если речь идет о срочной командировке, болезни родственников или просто неотложных делах. Иногда действительно дешевле оставить машину возле аэропорта, чем заказывать два раза такси.
Впрочем, мы отвлеклись. Если вы везете пассажира в больницу, можно отказаться от освидетельствования, сославшись на то, что вы действуете «в состоянии крайней необходимости» (ст. 2.7 КоАП РФ). Но в этом случае дело все равно дойдет до суда, на который надо будет принести справку из приемного покоя, подтверждающую «крайнюю необходимость». Вас наверняка оправдают. Все это спокойно объясните жаждущему денег сотруднику ДПС. Велика вероятность, что он решит с вами не связываться.
Еще вариант, если, конечно, вы трезвы, четко, спокойно и вежливо объясните сотруднику, что:
а) вы абсолютно трезвы и экспертиза это подтвердит;
б) взятку не дадите;
в) если инспектор вступит в сговор с врачом-экспертом, вы пройдете независимую экспертизу, с заключением медиков пойдете в суд и добьетесь возмещения морального вреда, затрат на экспертизу и упущенную выгоду (если, например, вы ехали в командировку, в тот самый аэропорт, и из-за инспектора опоздали на рейс).
По возможности запишите разговор на диктофон или камеру мобильного телефона, предупредив об этом инспектора.
Кстати, сотрудники ГИБДД могут проводить на месте первичное освидетельствование на состояние опьянения. «Трубочки» вернулись, но теперь только в виде сертифицированных приборов. И только если водитель не согласен с результатами или отказывается «дыхнуть», его отвезут к наркологу.
И каждый водитель обязан помнить, что в нашей стране самые строгие нормы по максимальной дозе алкоголя в крови при управлении автомобилем. Даже за малейшую дозу могут лишить прав. Сегодня водители боятся пить кефир, квас и прочие напитки брожения, так как в них содержится совсем небольшой градус, из-за которого «алкоголика» могут признать нетрезвым. В Европе подход гораздо демократичнее. Строгого запрета на алкоголь за рулем там нет, но если вдруг человек совершит нарушение на дороге под действием алкоголя, то это повлечет строжайшие санкции вплоть до пожизненного лишения водительских прав.
Безусловно, все это зависит от людей, от их сознательности и порядочности. Если даже взять поведение людей на дороге, то можно сразу заметить существенную разницу у нас и в Европе. За границей народ более законопослушный, чем наш. Многие утверждают, что это все из-за больших штрафов за нарушения правил. Мол, у нас штрафы меньше, поэтому и нарушаем чаще. Это не так. После последнего повышения штрафов на наших дорогах не стало безопаснее – пешеходов по-прежнему не пропускают, количество ДТП растет, пьяных за рулем не убавляется. Так что если не хотите попасть под действие операции «Красный нос», совет один – не пить!
Темно, как в танке
Есть у инспекторов еще одна забава – ловить тонированные автомобили. Вас останавливают, говорят, что ваши стекла не соответствуют, и поэтому или отдайте деньги на месте, или мы сейчас проведем проверку и лишим ваш автомобиль солнцезащитного эффекта. В этом случае необходимо помнить, что не каждый сотрудник ГИБДД может покуситься на ваши темные пленки. Здесь главное понять, что есть дорожно-постовая служба ГИБДД (ДПС) и подразделение ГИБДД, отвечающее за технический надзор за транспортными средствами (ТС).
Обе структуры находятся в составе ГИБДД, но функции и задачи у них отличаются. Работа первой службы с 1 сентября 2009 года регулируется Административным регламентом МВД исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения (утв. Приказом МВД РФ от 2 марта 2009 г. № 185). Подразделение технадзора тоже руководствуется данным регламентом, а также приказом МВД «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору» от 7 декабря 2000 г. № 1240, утвердившим Наставление по работе в сфере технического надзора. Подразделение технадзора ГИБДД осуществляет контроль за конструкцией и техническим состоянием транспортных средств, находящихся в эксплуатации.
Кто может проверять вашу тонировку, мы выяснили, второй вопрос, где это можно сделать? В нормативных документах сказано: «При надзоре за дорожным движением контроль за конструкцией и техническим состоянием транспортных средств может проводиться на стационарных постах и контрольных постах милиции, контрольно-пропускных пунктах транспортных средств.
Контроль технического состояния автобусов, следующих по установленному маршруту, производится на конечных станциях маршрутов, автовокзалах и пассажирских автостоянках».
Огромную разницу между «может» и «обязан», думаю, объяснять не нужно, поэтому не будет ничего противозаконного, если вас начнут проверять не на стационарном посту, а на обычном передвижном пункте технадзора, оборудованном в простой «ГАЗели».
На практике бывают случаи, когда инспектор, остановив машину и обнаружив тонировку, предлагает проехать до ближайшей станции технического осмотра, где все проверят как полагается. Не надо соглашаться на такое предложение. Инспектор лукавит! Он не имеет права в принудительном порядке доставлять ваш автомобиль до СТО, так как речь уже будет идти о задержании ТС, для которого нет оснований. Правда, инспектор может вызвать на место сотрудника технадзора с необходимыми техническими средствами, и тут уж ничего не поделаешь, придется подождать.
Когда сотрудник технадзора прибудет, помните, что проверка светопропускания стекол проводится только с помощью сертифицированных средств технического диагностирования, внесенных в Государственный реестр. Таковыми на данный момент являются следующие приборы:
– «ТОНИК» (НПФ ЗАО « Мета», г. Жигулевск);
– «БЛИК» (ООО «РАДИАНТ», г. Санкт-Петербург);
– «СВЕТ» (ФГУП HИИ ПТ «РАСТР», г. Великий Новгород).
Любителей тонировки «приговаривают» по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена». Перечень неисправностей и условий (многие часто негодуют, мол, тонировка не есть неисправность, забывая о таком понятии, как «условия») содержится в приложении к Правилам дорожного движения РФ.
Более того, сотрудники ДПС предпочитают требовать с вас, чтобы вы содрали за тонировку прямо на месте, в противном случае – скручивание номеров (запрет эксплуатации) и задержание ТС.
Наглядный пример массового беспредела гаишников: в преддверии празднования тысячелетия Казани, дабы снизить транспортную нагрузку, у людей пачками задерживали машины и ставили их на штрафстоянки из-за тонировки. При этом свои действия они объясняли указанием сверху, а посему жалуйтесь куда хотите: крыша у нас отменная, в обиду не даст.
Так вот оснований для задержания ТС нет, даже если оно тонировано наглухо. Ну нет пока в перечне оснований для задержания ТС и запрета на его эксплуатацию ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ. Конечно, гаишникам хочется прижать любителей темных стекол, и иногда это желание просыпается у каждого, кто видел кортеж с мигалками, но зачем же заниматься самоуправством?
Протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.5. КоАП РФ вправе составить как инспектор ДПС, так и инспектор подразделения технического надзора. Соответствующие полномочия закреплены ч. 1 и ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ, а также Приказом МВД РФ от 2 июня 2005 г. № 444.
Так как при выявлении правонарушения использовалось техническое средство, то протокол должен содержать информацию о нем: тип, марка, номер сертификата, сведения о поверке прибора, а также методику проведения измерения и показания прибора в момент. Если эта информация отсутствует, то не стоит об этом указывать инспектору – проще потом будет защищаться в суде!
Эпилог
Наверняка некоторые читатели, ознакомившись с этим материалом, скажут: да ладно, суну инспектору пару купюр среднего достоинства, и любое мое нарушение будет считаться незамеченным. Для таких несознательных граждан сообщаем, что статья 291 Уголовного кодекса РФ гласит: «Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет». Очевидно, что данная статья не поощряет передвижение наличных денег между водителем и сотрудником ДПС. Поэтому сотрудниками некоторых подразделений полиции проводятся регулярные рейды с целью выявления любителей дать взятку среди водителей.
Когда же сотрудник утверждает, что у него нет с собой бланка протокола, то он нарушает приказ № 185 МВД РФ. В этом случае следует набрать «02» и объяснить, что сотрудник, не имеющий бланков, требует оплатить штраф наличными на месте, без составления протокола.
Множество автолюбителей жалуются на поборы среди сотрудников ДПС, при этом сами готовы «рассчитаться» по-быстрому на месте. При незначительных нарушениях самая популярная «отмазка» – это нежелание тратить свое время на писанину и составление бумажек. Но ведь для того чтобы убить дракона, его нужно убить в самом себе. А это значит, что и «продавцы полосатых палочек» могут уйти в прошлое. Стоит только захотеть, всем нам, участникам дорожного движения.
Савва Раводин