Тольятти хочет развиваться несмотря ни на что
Комплексная программа социально-экономического развития городского округа Тольятти, рассчитанная на десять лет, начала свое движение через «сито» различных слушаний.
Первый этап – коллегия в мэрии – был пройден успешно. Впереди публичные слушания и рассмотрение программы на заседании городской думы.
В разряд городов с наиболее тяжелым экономическим положением Тольятти попал из-за монотипного характера экономики. Город чрезмерно зависит от ОАО «АВТОВАЗ», не избежавшего глубокого падения спроса на его продукцию. К негативным факторам также относятся зависимость крупнейших химических экспортно ориентированных предприятий от конъюнктур мирового рынка и незначительная доля среднего и малого бизнеса.
Однако не все так плохо. У Тольятти есть и преимущества: выгодное экономико-географическое положение, наличие рекреационных ресурсов, развитая транспортная и финансовая инфраструктуры. Таким образом, при помощи государства, будь на то его воля, город не только имеет шанс преодолеть затянувшийся кризис, но и в дальнейшем минимизировать риски, связанные с моноэкономикой. Так что вполне естественно, что первоочередной задачей видится обеспечение экономической безопасности и социальной стабильности.
– Наши цели таковы, – заявил на заседании коллегии руководитель департамента экономического развития Денис Жидков. – Диверсификация экономики путем создания особой экономической зоны, организация производств инновационного типа, создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, а также обеспечение устойчивого роста доходов и качества жизни населения, сбалансированного развития социальной сферы, улучшение состояния окружающей среды, реформирование системы муниципального управления через использование современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Что и говорить, планка поставлена высокая, удастся ли ее достичь? Понятно, что в городе собираются сохранить уже имеющуюся промышленность и, конечно, столп его экономики – ОАО «АВТОВАЗ». Завод, в частности, планирует реструктуризацию и модернизацию производства, выпуск новых моделей, конкурентоспособных на мировом рынке. Вазовская стратегия развития предполагает рост производства автомобилей и автокомплектов к 2015 году до 905 тысяч единиц, при этом численность работников составит более 86 тысяч человек. Другие предприятия тоже намерены расширять и создавать новые производства. Но большие надежды в программе связываются с реализацией ряда инвестиционных проектов – создание особой экономической зоны (ОЭЗ), тольяттинского производственно-технологического парка, IT-парка и других. К 2020 году благодаря этому будет создано более 37 тысяч новых рабочих мест.
– Все эти мероприятия позволят диверсифицировать отрасль автомобилестроения, в том числе за счет переориентации производства автокомпонентов на других, кроме АВТОВАЗа, потребителей, а также помогут развивать конкурентную среду внутри отрасли, – считает Жидков.
Программа затрагивает различные сферы деятельности городского хозяйства. Вот что было озвучено на заседании коллегии.
Градостроительство и развитие потребительского рынка: намечается реконструкция части жилого фонда, реконструкция и строительство четырех городских рынков, формирование базы «Электронный муниципалитет», проектирование, строительство и реконструкция 8 зданий детских садов, культурно-досугового центра и социальной гостиницы. Финансовые затраты составят порядка 300 миллионов рублей. В итоге будет создано порядка 18 тысяч рабочих мест.
Жилищно-коммунальное хозяйство: будет произведен капитальный ремонт части жилого фонда, установлены общедомовые приборы учета, произведена модернизация сети и сооружений системы водоснабжения и водоотведения, строительство очистных сооружений, ливневых стоков и других объектов городской инфраструктуры. При этом предполагается создание более 18 тысяч временных и около 1 тысячи постоянных рабочих мест.
Дорожное хозяйство, транспорт и связь: строительство, реконструкция, капитальный ремонт дорог, автомагистралей, дорожной развязки, подземных пешеходных переходов – всего около 70 объектов. В планы включено также создание отдельного сборочного производства троллейбусов. В результате будет создано около 6 тысяч временных и 34 тысячи постоянных рабочих мест.
Общественная безопасность: оборудование участков автодорог городского округа системой видеоконтроля за движением транспорта, модернизация и развитие единой диспетчерской службы, а также строительство и реконструкция пяти пожарных депо.
Социальная политика: будет произведен ремонт и оснащение образовательных учреждений города, реализованы важнейшие образовательные проекты, появится возможность выплачивать ежемесячное пособие одному из родителей, воспитывающему детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, не посещающих детский сад по причине отсутствия мест. Ремонтироваться, реконструироваться и строиться также будут объекты здравоохранения. Намечены переоснащение и модернизация медицинского оборудования, повышение квалификации врачей и среднего медперсонала.
В рамках участия в федеральных и областных программах будут открыты новые межрайонные центры и отделения восстановительного лечения. Кроме того, реализация комплексной программы позволит обеспечить жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предполагается вовлекать молодежь в социальную практику, в том числе в развитие добровольческих движений, что обеспечит создание порядка 59 тысяч временных рабочих мест. Общая запланированная численность новых рабочих мест в социальной сфере составит около 3,8 тысячи постоянных и порядка 60 тысяч временных.
Охрана окружающей среды: утилизация и вывоз обезвреженных отходов, хранимых на территории бывшего «Фосфора».
Поддержка малого и среднего бизнеса. В прошлом году была утверждена, а с этого года реализуется программа сроком до 2015 года. Предполагается, что за этот период в малом предпринимательстве будет создано 1,5 тысячи новых субъектов, средняя численность персонала которых составит 4 человека. Таким образом, появится 8 тысяч новых рабочих мест. Общий объем финансирования этой программы из всех источников – 13,8 млрд рублей, в том числе в этом году – 2,1 млрд рублей, включая банковские кредиты.
Елена Харченко