Главная > Home Интервью и комментарии Политика

Александр Сергиенко: «Гражданской платформе» по силам сформировать вторую по величине фракцию в ТГД»

9 апреля, 17:49 Политика

В тольяттинском политическом полку прибыло – в городе появилось отделение партии «Гражданская платформа». На наши вопросы отвечает один из ее лидеров в Тольятти Александр Сергиенко.

– Александр Витальевич, «Гражданская платформа» является политической партией или нет?

– Конечно. Вместе с тем на сегодняшний день «Гражданская платформа», ее отделение в Тольятти, если говорить о правовой форме, находится в процессе регистрации. Не так давно состоялась встреча с лидером партии Михаилом Прохоровым, и на ней было принято решение о создании тольяттинского отделения «Гражданской платформы». Так что мы в начале пути. По своей сути наша партия – это партия для беспартийных. Не стоит ожидать того, что те, кто к нам присоединится, обязательно будут партийными, то есть состоять в партии. Потому что задачи, которые необходимо решать в городе, не носят политической окраски, речь идет о гражданских инициативах неравнодушных к происходящему людей, речь идет о будущем Тольятти.

– Я так понимаю, будущее под угрозой?

– Наш город не остался в стороне от процессов, происходящих как в Самарской области, так и в стране в целом. По нашему мнению, городская социальная среда не вполне соответствует тем проектам, которые в Тольятти уже начали развиваться. Мы считаем, что существует разрыв между этими проектами и реальными возможностями города. Социокультурная среда города сильно ограничена, например, в приеме иностранных специалистов. Поэтому иностранные менеджеры АВТОВАЗа, как правило, приезжают в Тольятти в режиме длительной командировки, «географического туризма», без семьи и детей. Как вы думаете, почему? Потому что наша инфраструктура не способна обеспечить должный уровень их проживания. И эта проблема, по нашему мнению, носит системный характер. Поскольку она охватывает область здравоохранения, образования, транспортную доступность, безопасность.

– Как вы думаете, население Тольятти поймет то, что вы пытаетесь сказать?

– Для разных групп избирателей язык, безусловно, должен отличаться. Поскольку кому-то близки исключительно проблемы своего двора, и он не задумывается о проблемах города. Кто-то, наоборот, размышляет о городе в целом. Поэтому когда мы заявляли о своей программе, то не могли говорить о сложных вещах просто. Несмотря на это, я уверен, что мы найдем нужные слова для всех. И основой для этого является то, что «Гражданская платформа» не навязывает какие-то партийные проекты, у нас нет начальников, мы равны между собой и открыты для всех.

— Михаил Прохоров тоже не начальник?

– Нет, и он нам это ярко продемонстрировал. Он лидер по своей сути, но лидер, который не подавляет. Его предложения заключаются в том, что или мы меняем ситуацию, сложившуюся в стране, и полноценно развиваемся, или дрейфуем дальше с постепенным сползанием в неуправляемый режим. Если вернуться на уровень города, то для нас всех, здесь живущих, это означает, что «Гражданская платформа» не собирается приносить сюда какие-то вещи извне, мы хотим консолидировать общество, выявить проблемы, которые должны быть решены в первую очередь. Город должен ответить на вызовы, которые он получает, иначе его развитие будет невозможно.

– Вам не кажется, что вы уже опоздали, как вы собираетесь прививать правые взгляды? Не боитесь повторить судьбу «Яблока» и других подобных политических объединений?

– На мой взгляд, правые партии в нашей стране не стали тем, чем они могли бы стать, из-за того, что у них были и идеологические ошибки, и, видимо, ошибки в гипотезах развития. Они ориентировались на средний класс, но в России его можно рассмотреть только под микроскопом. Например, по последним социологическим исследованиям, российский средний класс на 30 процентов состоит из чиновников, а все чиновники у нас в «Единой России». Поэтому правые партии остались в России без своего избирателя. Кроме того, как говорил Михаил Ходорковский, проводников изменений в России очень мало, и рассчитывать на то, что они сами «зажгут» ситуацию и будут способствовать изменениям в стране, не приходится. Правые партии ошиблись, сделали неправильную ставку.

– «Гражданская платформа» ставит на другое?

– Она делает ставку на гражданские инициативы и не ставит во главу угла партийность. К нам может прийти любой со своей инициативой, но вступать в партию необязательно. Партийная принадлежность не является ключевой составляющей, влияющей на достижение цели. По нашему мнению, достижение цели – это вовлечение в первую очередь инициативных горожан в процессы развития.

– Это те самые «рассерженные горожане»?

– Возможно. Но конвертация «сердитости» в конструктивизм будет зависеть от того, как мы сможем структурировать запросы тольяттинцев. Мы уверены, в городе есть запросы на изменения.

– Как вы намерены бороться со своими политическими конкурентами при выборах в ТГД, со стороны это выглядит так: у «Единой России» козырь – губернатор Николай Меркушкин, а у вас – мэр Сергей Андреев?

– Давайте посмотрим на продвижение наших идей с другого ракурса: не козырей, а содержательного смысла. Поскольку, если говорить о козырях, видимо, наш козырь – это и то, что в политику пришли новые люди, и лидер «Гражданской платформы» Михаил Прохоров, и какие-то еще аспекты. Но, поймите, у нас другие мотивы, «поход» в Тольяттинскую городскую думу не является основной целью. Потому что те люди, которые заявили о желании влиять на стратегию развития города с помощью «Гражданской платформы», они все люди самодостаточные. Мы хотим, чтобы к нам приходили не за политикой, а приходили с реальными делами. Почему к нам? Потому что мы готовы участвовать в структурировании этой работы. И мы понимаем, что если не делать эту работу системно, не придать ей правильную форму и не думать об инструментах реализации, то ничего не получится. «Гражданская платформа» не собирается ни с кем бороться, мы, наоборот, хотим всех консолидировать. Наши двери открыты для сотрудничества для всех партий и общественных объединений.

– Кстати, как вам отчет мэра?

– Мне показалось, что была предложена вполне современная форма подачи информации для городского сообщества. То, что мэр отчитался в формате предвыборных обещаний, – это выглядело вполне логично, ведь были предвыборные обещания. Вместе с тем мы ожидаем, что следующий отчет будет строиться по-другому: это касается и формата проблем/задач, и содержания. В первом отчете мы не услышали ответов на вопросы, которые «висят» над городом, которые находятся в блоке стратегии его развития.

– Как вы планируете бороться, от борьбы все-таки никуда не денешься, с российским менталитетом? Откровенно говоря, большинству уже все равно, что происходит вокруг…

– Я иногда также поддаюсь пессимизму: возникают такие опасения, что уже ничего невозможно сделать и мы не сможем повернуть такую махину, как Россия, которая летит куда-то как та птица-тройка. И что делать, уезжать из страны? Для меня это невозможно, потому что длительно я ни в одной другой стране, кроме России, жить не смогу. Что касается менталитета, то у нас, «Гражданской платформы», не так уж много вариантов. Те, кто основную часть жизни прожил при СССР, к сожалению, потихонечку уходят, они, как и мое поколение, еще помнят какие-то вещи, а вот наши дети – они не помнят того порядка, но видят то, что происходит сейчас. Последние десятилетия в государстве реализовался жесткий патернализм, который из советской истории перешел в российскую. Следствием этого явилось то, что люди продолжают жить в надежде на государство, которое, по их мнению, должно решать все их проблемы. На мой взгляд, пока россияне не поймут, не почувствуют, что они захотели, они решили и они сделали, мы менталитет не изменим. Надо брать и делать, а для того чтобы делать и контролировать процесс, нужны инструменты, например Тольяттинская городская дума. Я согласен, что это уже не та дума, которая была лет десять назад, но работать все равно надо.

– В одночасье ничего не появится, для того чтобы поменялся менталитет, нужны годы и принципиально новое поколение. А у нас этого поколения нет. В любой отрасли – кадровые проблемы: кто постарше – уходят, и молодежь не спешит занять их места…

– Посмотрите на соседний Татарстан, у них проблемы такого же состава, но уже иного качества, чем в Тольятти. Здесь я полностью согласен с губернатором Николаем Меркушкиным, что регион проспал несколько траншей, слабо проявлял инициативу в участии и получении средств из федерального бюджета. Конечно, и в этом причина, но вы же прекрасно помните, с чего началась эта наша история с увяданием региона. Началось все тогда, когда Самара потеряла статус столицы Поволжья. Вот где находится точка, и вот оттуда начал развиваться этот негативный тренд. Нижний Новгород был назначен главным городом в Приволжском федеральном округе, и, по сути, все финансы пошли туда.

– Но Тольятти – город самодостаточный, или нет?

– Как он может быть самодостаточным, если бюджетная политика государства такова, что все сначала уходит в Москву (федеральный центр), а потом обратно распределяется по многочисленным ручейкам, и эти ручейки постоянно уменьшаются. Конечно, нужно менять структуру управления в стране. Мы с вами платим налоги, они куда-то поступают, и их там попросту разворовывают, а уровень воровства, судя по новостям из разных уголков страны, стал системно высоким. Какая страна может это выдержать? Конечно, скептики и критики скажут, мол, везде есть коррупция. Соглашусь, но она в цивилизованных странах имеет определенный уровень, и эти страны ведут борьбу над его снижением, удержанием на невысоком уровне. Неужели у нас никто этого не понимает? Кроме того, сравните бюджет Тольятти и бюджет, скажем, Чеченской Республики: разница практически в 10 раз. И мы еще удивляемся, откуда появляются лозунги «Хватит кормить Кавказ». Ну а поскольку такая система распределения существует на федеральном уровне, значит ее надо не только критиковать, в ней надо как- то участвовать, убеждая федеральный центр работать во благо нашего региона и города.

– Вы правы, участвовать надо, но в стране монополия власти и даже про «Гражданскую платформу» говорят, что это кремлевский проект. Что на это скажете?

– Мазать этим словосочетанием можно все политические партии в России, в том числе и так называемые оппозиционные. Я думаю, в случае с «Гражданской платформой» кремлевский проект ушел в прошлое вместе с прохоровским «Правым делом», после того как эта партия перестала быть той платформой, которую он начал создавать, но не дали это сделать. Поэтому какие-то договоренности если и были, то они кончились.

– Если на выборах в городскую думу у вас не получится достойного результата, «Гражданская платформа» в Тольятти будет дальше существовать?

– Тольяттинская городская дума – это не самоцель, а всего лишь инструмент реализации гражданских инициатив горожан и контроля их исполнения. Поэтому не стоит говорить, что все это мы затеяли только для того, чтобы поучаствовать в выборах. Инициативы тольяттинцев, в рамках «Гражданской платформы», должны воплотиться в жизнь вне зависимости от нашего результата в предстоящей кампании. Но я уверен, что нам по силам сформировать вторую по величине фракцию в ТГД.

Савва Раводин