Главная > Спорт

Михаил Козловский: «АВТОВАЗ» произвел на меня сильное впечатление

24 мая, 12:43 Спорт

В рамках поддержки первого российского этапа гоночной серии World Touring Car Championship в Тольятти приехали: пилот российской команды «LADA Sport Lukoil» Михаил Козловский и руководитель команды Виктор Шаповалов.

Кроме этого, на вопросы журналистов отвечал также вице-президент автомобильной федерации Самарской области Владислав Незванкин .

Поводов приехать в Тольятти у представителей команды «LADA Sport Lukoil» было не мало. Помимо предстоящего российского этапа гоночной серии, который впервые пройдет на территории России на трассе «Moscow Raceway», российская команда достаточно успешно выступила на этапе в Австрии. Также Козловский и Шаповалов успели побывать на ОАО «АВТОВАЗ» и встретиться с президентом завода Игорем Комаровым. Кроме этого, 8 – 9 июня 2013 года в качестве гонки поддержки WTCC стартует третий сезон Кубка «LADA Granta». О новом для России чемпионате, перспективах в нем российской команды, встрече с президентом ОАО «АВТОВАЗ» гости рассказали собравшимся журналистам.

— Виктор, Михаил, расскажите о своем впечатлении от австрийского этапа WTCC. Девятое место в гонке – лучший результат команды на сегодняшний день.

— (Шаповалов). Впечатления сложились довольно приятные. Главное, что у нас начинает получаться показывать скорость. И это становится тенденцией. Старт сезона сложился для нас сложно, но команда потихоньку набирает обороты, есть серьезный прогресс. В первый раз в своей истории мы возглавили один из протоколов на утренней разминке (warm-up – прим. Ред.) перед первой гонкой. Во второй гонке показали время всего лишь на несколько сотых секунды медленнее, чем лидер, победитель этой гонки Иван Мюллер. Конечно, нам пока не хватает опыта, знаний, удачи, но, тем не менее, я думаю, через несколько этапов команда будет выглядеть более боеспособной.

— (Козловский). Я набираюсь опыта, как пилот. Машина вела себя стабильно от старта до финиша. Результаты в WTCC очень плотные, поэтому меня радует, что я не сильно отставал по времени от других пилотов. Была интересная борьба с разными соперниками, с различными автомобилями других автопроизводителей. Могу сказать, что наши машины также показывали отличный темп.

— Виктор, есть ли команды «LADA Sport Lukoil» определенная планка развития, пройдя которую можно было бы говорить об удачно проведенном сезоне?

— Возможно, наши места пока не выглядят супер оптимистичными – 9 место в одной гонке, 12 место – в другой. Но с другой стороны мы должны понимать, что это чемпионат мира, и, не имея такого опыта, как остальные участники, сложно рассчитывать на то, что ты в каждой гонке будешь бороться за подиум. В этом году наша задача — уверенное попадание в ТОП-10. На сегодняшний день по скорости мы, наверное, можем это сделать, но из-за того, что иногда делаем ошибки, как команда, не совсем правильные шаги в некоторых направлениях, не всегда удается хорошо квалифицироваться. И это главная причина, почему нам не всегда удается показать скорость в гонке. Держать позицию можно, а обгонять довольно сложно. Но вообще попасть в первую десятку вполне реально, скорость автомобиля позволяет нам это сделать. Любой гонщик из первой десятки может рассчитывать на попадание на подиум. Если это посчастливиться сделать и нам, можно будет говорить об удачном сезоне для нашей команды.

— Виктор, стоит ли вопрос о соперничестве с автомобилями «HONDA» в Кубке производителей?

— Нам по объективным причинам сложно будет конкурировать с ними. У «Хонды» 3 автомобиля, 3 очень сильных пилота, и ежегодное участие в этом чемпионате. У нас две машины. Тем не менее, мы иногда бываем быстрее, чем «Хонда». С точки зрения очков конкурировать с ними сложно, но по скорости мы вполне можем держаться на их уровне.

— В каких аспектах «LADA Sport Lukoil» еще может прибавить?

— Нам много пока чего не хватает. Основная сложность — процесс нахождения баланса автомобиля. Автомобиль достаточно специфичный, двигатель очень мощный для данных машин, это не 2,0 с атмосферным двигателем, а 1,6 турбо. Сумасшедший крутящий момент, короткая база, сложно поймать грань баланса автомобиля.

— Каков должен быть бюджет команды, чтобы уверенно себя чувствовать в чемпионате WTCC?

— Бюджет команд может быть абсолютно разным. У частных команд, которые не развивают машины в течение сезона, он может составлять примерно 2 млн. евро, у лидеров – переваливать за 10 млн. евро. Вы можете обойтись меньшими деньгами, если не проводите большие маркетинговые мероприятия. Кроме того, бюджет зависит от целей и задач, поставленных на сезон.

— Расскажите о пилотах российской команды.

— Джеймс Томпсон – профессиональный пилот, англичанин, ему 39 лет, двукратный победитель Британского чемпионата туринга (BTCC), двукратный победитель этапов WTCC. Третье место по итогам мирового туринга в 2007 году. Ранее выступал в одной команде с нынешним чемпионом мира WTCC Иваном Мюллером. Михаил Козловский – молодой талантливый пилот, он — новое поколение пилотов, наша надежда, надежда для российских болельщиков. Михаил – победитель и призер российских чемпионатов по турингу (RTCC) в класс «Туринг Лайт».

— Почему Томпсон так часто участвует в контактной борьбе?

— Эти аварии – просто цепь случайностей. Часто к таким последствиям приводят ошибки молодых пилотов из других команд, которые не могут правильно рассчитать свои действия и их последствия. Также, очень тяжело ехать в середине пелетона. Здесь наиболее часто происходят столкновения, потому что именно в середине пелетон максимально сжимается, особенно при прохождении поворотов.

— Существует ли в команде подразделение на первого и второго пилота?

— Да, конечно. Но мы не говорим никому, что кто-то должен ехать позади напарника. Первый пилот – означает, что первый по скорости, опыту. Оба автомобиля у нас готовятся одинаково, инженеры также на уровне у обоих пилотов.

— Михаил, какие отношения у вас с Томпсоном? Вы как-то делитесь опытом друг с другом?

— Отношения с Джеймсом достаточно хорошие, он может иногда помочь мне советом. Но мой напарник по команде, в первую очередь, еще и соперник на трассе, как и любой другой пилот. Поэтому все-таки основная работа идет с инженерами. Мы анализируем данные, полученные с заездов.

— Твои ощущения от этих соревнований?

— Я провел пока только 4 этапа. Не могу сказать, что гонки — это легко, но с каждым разом к нам приходит большая уверенность, мы лучше понимаем машину, как она работает, что нужно сделать для того, чтобы она ехала еще быстрее.

— Виктор, каков национальный состав команды?

— Команда, естественно, многонациональная, но ее основной костяк составляет российские специалисты. Конструктора, инженеры, механики – россияне. Два гоночных инженера у каждого пилота – иностранцы. У Томпсона гоночный инженер – итальянец, у Михаила — француз. Кстати, раньше он работал с Тьягу Монтейру (бывшим пилотом Формулы 1 – прим. Ред.). Также у нас в команде работают два французских инженера, которые отвечают за работу двигателя. Двигатель автомобиля конструировался во Франции.

— Михаил, можете ли вы подтвердить, что если пилот едет за пределами первой десятки, то к нему нет особого интереса со стороны соперников? И готовы вы ли вы к психологическому прессингу со стороны соперников?

— Не соглашусь с этим утверждением. Зачастую, в конце пелетона борьба не менее жесткая, в силу разных причин, но я готов психологически к этому давлению. Лидеры чемпионата для меня обычные гонщики, я рассматриваю их только как конкурентов. Конечно, они более опытные пилоты, но я стараюсь с ними бороться. Они не «космонавты», а такие же люди.

— Виктор, проводились ли тесты на трассе «Moscow Raceway» и есть ли у команды «LADA Sport Lukoil» в этом плане преимущество перед конкурентами?

— Единственное преимущество – это то, что Михаил знает эту трассу лучше, чем все остальные, но команда не проводила на ней тесты и проводить не будет. Только непосредственно перед этапом. Но завтра мы будем в Смоленске и там начнем подготовку к большим тестам. Будем изучать новые варианты передней подвески и множество различных обновлений. Сейчас улучшения автомобиля производятся перед каждым этапом. В этом смысле мы очень сильно рискуем, потому что к машине, которая не изменяется в течение сезона, пилоты привыкают гораздо быстрее. Этот факт, возможно, мог бы дать нам более хорошие результаты с точки зрения скорости, нежели сейчас. Когда постоянно появляются технические новинки, пилоты нервничают, им приходится делать шаг назад, чтобы понять, как работают эти обновления. Но мы понимаем, что наши машины не идеальны на сегодняшний день, и чтобы ускорить процесс улучшения, мы вынужденно рискуем.

— Михаил, пользуетесь ли вы симуляторами при подготовке к гонке?

— К сожалению, нет подходящего симулятора. Я считаю, что толка от них достаточно мало. Возможно, трасса на них такая же, что и в реальности, но во время физического контакта с машиной, трассой, ощущения, естественно, совершенно другие.

— Михаил, Виктор, вы были на «АВТОВАЗе». Расскажите о своих впечатлениях.

— (Козловский). Я побывал в очень многих цехах, и могу сказать, что завод произвел на меня сильное впечатление. Раньше я не был никогда на столь масштабном производстве. Я проникся уважением к людям, которые там работают. На этом производстве все выглядит очень профессионально, поставлено новое оборудование. Встреча с президентом «АВТОВАЗа» Игорем Комаровым оставила исключительно приятное впечатление. Мы разговаривали о чемпионате, об успехах команды.

— (Шаповалов). Встреча с Игорем Комаровым в любом случае позитивный момент. Мы обменялись мнениями по поводу команды, чемпионата. Приятно, что президент следит за нашим участием в WTCC. Мы обсудили возможные перспективы участия в чемпионате новых моделей. Игорь Анатольевич, выразил надежды на дальнейшее развитие команды и на увеличение скорости на следующих этапах.

— Виктор, как можете прокомментировать интерес к российскому гоночному проекту со стороны частных команд? Действительно ли у частников есть намерение использовать в гонках автомобили «LADA Granta»?

— Интерес к нам есть, есть различные переговоры. Это связано, в первую очередь, с тем, что команда сделала большой шаг в развитии. Это прекрасно видят профессионалы со стороны. Те, кто разбирается в этом чемпионате, понимают, что рано или поздно успехи к нам придут. Сейчас присматриваются те, кто в силу финансовых сложностей, мог бы поехать на такой машине. Другой вопрос, что мы пока не готовы иметь команду-сателлит. Может быть в будущем, когда мы будем достаточно быстры и остановимся в своем развитии, об этом уместно будет говорить, но сейчас мы не имеем такой возможности.

— Владислав, насколько туринг отличается от серийной машины?

— Любой спортивный автомобиль прилично отличается от своего серийного собрата. Это, прежде всего, целый набор опций: каркас безопасности ,усиленные подвеска и т.д. Если говорить о Кубке «Лада Гранта» (гонки поддержки чемпионата WTCC), то это тоже очень серьезный болид, в котором мы много чего смогли сделать. Также, хочу отметить .что по соотношению «цена – качество» спортивная версия «Гранты» — наиболее подходит для российского потребителя, ценящего мощь спортивного автомобиля.

— Что приход мирового туринга в Россию значит для нашей серии – Кубка «LADA Granta»?

— Самое основное — мы становимся гонками поддержки таких мощных автогоночных серий, как WTCC, DTM (Deutsche Tourenwagen Masters – прим. Ред.), чемпионата Европы по гонкам на грузовиках. Таким образом, популяризируется наш российский спорт. В Европе гораздо больше зрителей, пилотов с мировым именем. Наше участие в европейских гоночных событиях дает возможность большому количеству российских зрителей полюбить автоспорт. Наши пилоты дают возможность увидеть, как управляют автомобилями мировые звезды.

— Михаил, вы уже прикипели к кузовам или формульные классы также манят вас? Можно ли говорить о том, что участие в WTCC вы расцениваете, как трамплин к гонкам на машинах с открытыми колесами?

— Я уже выступал в формульных классах, но в силу разных причин пришел в кузовной чемпионат. Обратного пути у меня уже нет. Из формул в кузова можно прийти, таких примеров масса, а вот обратно, как правило, нет. По-крайней мере, у меня на памяти нет таких удачных примеров.

— Владислав, вы говорили, что 28 – 29 сентября в Тольятти пройдет финал Кубка «LADA Granta». Нет ли опасения что Кубок и «Серебряная ладья», которая тоже проходит в конце сентября, отнимут друг у друга зрителей?

— Ни в коем случае. Это совершенно разные мероприятия. Вместе с Кубком в Тольятти пройдет и финал Российского туринга, Российская автомобильная федерация (РАФ) поддержала таким образом наше мероприятие. Зрители смогут увидеть в гонке 5 классов обычных автомобилей и множество известных российских гонщиков. В рамках «Серебряной ладьи» проводятся различные мероприятия – картинг, тольяттинский автосалон, дрифт. В общем, все моторные виды мы пытаемся собрать под одной крышей. Вероятно, два таких грандиозных для Тольятти мероприятия пройдут в разные дни. В любом случае, у болельщиков будет выбор.

Михаил Лаврентьев