«Человек из железа»: за справедливые зарплаты на АвтоВАЗе – предстоит борьба!
«Справедливая Россия» совместно с лидером легендарного профсоюза «Форд» во Всеволожске Алексеем Этмановым намерена добиться достойной оплаты труда работников местных промышленных предприятий.
Гостя Тольятти называют «железным человеком», Айронменом. Он сам над этим прозвищем смеется и говорит, что его голова разбивается, как у обычного человека: проверено во время борьбы за повышение зарплаты. С 2005 по 2007 годы бывший сварщик ЗАО «Форд Мотор Компани» во Всеволожске, возглавивший независимый профсоюз, организовал несколько забастовок. И в итоге добился повышения зарплаты и улучшения условий труда. С 7,5 тысяч рублей в 2005 году доходы работников выросли до 44-55 тысяч рублей в месяц. Такие деньги теперь получают 75% заводчан. Самая низкая зарплата на «Форде» для новичков без квалификации — 31 тысяча рублей.
Сам Этманов сейчас возглавляет Межрегиональный профсоюз работников автопрома (МПРА), в который входит и профсоюз «Единство» ОАО «АВТОВАЗ». Также Алексей является депутатом Законодательного Собрания Ленинградской области по спискам партии «Справедливая Россия».
— Напомню, наша политическая повестка называется «Тольятти стал городом низких зарплат», — говорит лидер отделения партии «Справедливая Россия», депутат Самарской губернской думы Михаил Маряхин. – Притом, что Тольятти – крупный промышленный центр, большинство людей здесь получают 15 тысяч рублей и меньше, доходы семей составляют 30-40 тысяч. Это уровень выживания. И это главная проблема города. Такая ситуация будет лишь глубже погружать нас бедность и бесправие. Чтобы этого не произошло, нужно действовать — сегодня. Вскоре стартует подготовка нового коллективного договора АВТОВАЗа. Мы намерены в ней активно поучаствовать. Поможет нам в этом Алексей Этманов, добившийся заключения одного из лучших коллективных договоров в России. Постараемся выстроить равноправный диалог между человеком труда, независимыми (а не карманными!) профсоюзами и руководством предприятий. И сделаем это не только на автогиганте, но и на химических заводах.
Для тех, кто может подумать, что «Справедливая Россия» пытается спекулировать ситуацией, Этманов сделал специальную оговорку:
— Это единственная партия, которая плодотворно сотрудничает со свободными профсоюзами в течение уже пяти лет. Именно от этой партии подали в Госдуму законопроект, облегчающий проведение забастовок и усиливающий профсоюзы. Закнонпроект в апреле 2013 года «зарезало» парламентское большинство.
Готового рецепта успеха в борьбе за высокие заработки Этманов прописывать тольяттинцам он не стал. Лишь напомнил девиз МПРА: «Не надо плакать. Организуйтесь!»
— Пока большинство работников АВТОВАЗа состоит в профсоюзе, имеющим соглашательскую позицию с руководством завода, его генеральный директор будет получать 150 миллионов бонусов, а трудяги – 15 тысяч рублей, — говорит Этманов. – Все это будет, пока не появится рабочий профсоюз. А пока в вашем профсоюзе «Единство» будет 400 человек, пока вы будете ставить себя в зависимость от руководителей,ничего не переменится. Да, все бонусы и доходы, которые имеют рабочие на предприятиях, где работает МПРА, достигнуты серьезной борьбой: капиталисты не отдадут просто так ни цента. На «Форде» мы прошли ряд споров. Они были разные и никогда не заканчивались абсолютной победой; были очень тяжелые времена. Но сегодня у нас есть достойная зарплата. И мы вошли в ранг социального партнерства, которое транснациональные корпорации проповедают во всем мире. Они обучены работать с профсоюзами, в отличие от нашего совкового бизнеса. И с ними надо отстаивать свои интересы, иначе каждый будет иметь очень плохие перспективы! Не наша цель сподвигнуть голосовать за «Справедливую Россию», но если у себя на кухнях вы говорите, что все плохо, зарплаты низкие, в цехах жара, вы должны понять: нужно что-то менять. Простейший способ сделать это – нажать правильную кнопку во время голосования, избрать партию, которая будет лоббировать интересы трудящихся. Организуйтесь, приходите на выборы и голосуйте – это те демократические рычаги, которые у нас есть.
Лидер профсоюза «Единство» Петр Золотарев отметил, что заканчивающий действовать в этом году коллективный договор АВТОВАЗа принимали во время экономического кризиса: из него «изъяли» многие социальные гарантии. Обещали вернуть, но этого так и не произошло.
— Работодатели предпринимают массу усилий, чтобы не допустить объединения трудящихся, — говорит Золотарев. — Они создают «желтые» профсоюзы и помогают им, чтобы подписывать выгодные для себя колдоговоры. Сейчас работники АВТОВАЗа называют завод зоной. Менеджмент в месяц получает 2,5 миллиона рублей. Нашим предложением будет довести соотношение зарплат управленцев и рабочих до одного к пяти.
Подводя итоги пресс-конференции, Михаил Маряхин наметил ближайшие перспективы:
— Обсуждение коллективного договора начнется в сентябре, подпишут его в декабре. А уже в августе «Справедливая Россия» готова предоставлять независимому профсоюзу помещение общественной приемной – здесь будут собираться рабочие коллективы, проводить семинары и дискуссии, формировать требования в колдоговор, чтобы изменить его в пользу рабочих.
Пресс-служба тольяттинского отделения партии «Справедливая Россия»