Главная > ЖКХ Интервью и комментарии

Компания «Российские коммунальные системы» отметила 10-летний юбилей.

Итоги первой десятилетки РКС и современное состояние жилищно-коммунальной отрасли мы обсуждаем с президентом компании Игорем Дибцевым.

– Игорь Николаевич, сегодня, как и 10 лет назад, в отношении ЖКХ звучат два предложения: необходимо привлекать частные инвестиции и необходимо сдерживать тарифы. Кажется, что за десять лет ничего не изменилось. Ваше мнение?

– Эти на первый взгляд взаимоисключающие установки действительно существовали, существуют и еще долгое время будут оставаться среди ключевых направлений в стратегии развития отрасли. И потребность отрасли в инвестициях, и социальная значимость отрасли ЖКХ огромны и общеизвестны. Выход сегодня видится в контролируемых долгосрочных инвестициях, не оказывающих сильную нагрузку на тариф.

Потребность в инвестициях на обновление и модернизацию фондов ЖКХ оценивается сегодня на уровне 9 триллионов рублей. Как вы знаете, потребности в бюджетном финансировании по другим отраслям экономики и социальной сферы также огромны, поэтому я думаю, что в ЖКХ, которое по природе своей является сферой хозяйственной, а не социальной деятельности, доля внебюджетных инвестиций в ближайшие годы будет увеличиваться. Без дополнительных, внебюджетных инвестиций обеспечить модернизацию коммунальных объектов невозможно. Те регионы, которые смогут эффективно взаимодействовать с частными инвесторами, в конечном итоге окажутся более благополучными с точки зрения комфорта проживания и надежности коммунальной инфраструктуры.
Что же касается идеи сдерживания тарифов, то она обязательно присутствует в монопольных секторах экономики. Но, на мой взгляд, за десять лет все участники рынка ЖКХ пришли к пониманию того, что тарифы нужно не просто сдерживать предельными индексами роста, а обеспечивать контролируемые затраты и доходы предприятия, регулировать рентабельность. Экономически обоснованный тариф на услуги предприятия и цена услуг для населения – это разные понятия. Если тариф не является общедоступным, то может быть принято решение о занижении цены услуги для населения и, одновременно, дотировании предприятию выпадающих доходов, или же муниципалитет может идти по пути адресных субсидий населению. Простые популистские решения о «замораживании» тарифов без источников покрытия убытков сегодня принимаются крайне редко.

– На территориях деятельности РКС есть примеры такой необоснованной тарифной политики?

– Они единичны. Так, к примеру, проблема «межтарифной разницы», когда тариф для потребителей услуг оказывается ниже экономически обоснованного тарифа, утвержденного для предприятия, актуальна в Тольятти. В 2010-2012 годах тепло отпускалось потребителям Комсомольского района Тольятти по заниженным тарифам. Выпадающая разница должна была дотироваться из бюджета, однако бюджетные ассигнования так и не поступили. Возник спор между бюджетораспорядителями различного уровня, кто именно должен дотировать тариф. По итогам двух лет управляющие компании города недоплатили ресурсоснабжающей организации 305 млн рублей. Уже в этом году Арбитражный суд Самарской области удовлетворил иск одной из крупных тольяттинских управляющих компаний, постановив, что в связи с введением льготного тарифа для населения экономически обоснованные затраты предприятия должны были компенсироваться из городского бюджета.

Негативные примеры тарифных решений были у нас и по некоторым другим территориям. Особенно проблемными в последние годы были тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую на котельных, в которых не учитывалась реальная стоимость топлива, расходуемого для выработки тепловой энергии.

Подобная тарифная политика говорит либо о некомпетентности тарифного органа, либо о спланированном доведении коммунального оператора до кризисной ситуации. К счастью, таких примеров у нас немного.

– Наибольший общественный резонанс вызвала за последний год тема так называемых платежей за общедомовые нужды. Какой позиции в этом вопросе придерживается ваша компания?

– Расходы ресурсов на общедомовые нужды (ОДН) существуют, поэтому они должны оплачиваться. Оплата по нормативам – это порочная практика, которая не дает возможности потребителям услуг управлять своими расходами, убивает саму идею экономии ресурсов. Экономь не экономь – а платеж всегда одинаковый. Поэтому мы считаем, что ресурсы, потребленные на общедомовые нужды, должны контролироваться и оплачиваться по показаниям общедомовых приборов учета и в исключительных случаях, когда ОДПУ не может быть установлен, – по нормативам.

Практика начислений за ОДН, сложившаяся с сентября 2012 года, когда начали действовать новые Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, была в начале текущего года проанализирована, и Минрегион России внес корректировки. Услуги водоотведения на общедомовые нужды были вообще отменены, откорректирована формула расчета по услугам водоснабжения, решено, что плата за отопление будет вноситься совокупно без разделения на плату за индивидуальное потребление и потребление на общедомовые нужды. Эти корректировки были действительно необходимы.

Мы также считаем разумной поправку, предусматривающую, что размер платы за ОДН не может превышать установленный региональными властями норматив по ОДН. Если фактически потреблено услуг больше, то обязанность по оплате разницы ложится на управляющие компании – исполнителей коммунальных услуг. Это мотивирует УК к проведению ресурсосберегающих мероприятий. Пока эта поправка не была внесена, работал принцип «чем больше – тем лучше». УК были заинтересованы в максимальном денежном потоке и, соответственно, в расходовании ресурсов, а не в минимизации потребления. При этом, конечно, оговорюсь, что утверждаемые в регионах нормативы потребления коммунальных услуг должны быть обоснованными.

Как мне кажется, люди в принципе не против платить за услуги, потребленные на общедомовые нужды. Все понимают, что лифт, лампочки в подъездах, отопление лестничных пролетов и холлов – это услуги, которые чего-то стоят. Но их возмущает, когда за ОДН начисляются неадекватные суммы, не соответствующие реальной картине дел, или когда высокая плата за ОДН связана с воровством и неплатежами соседей. Управляющие компании, работающие в жилфонде, должны выявлять факты воровства, вести работу с должниками, а не просто начислять и собирать оплату, перераспределяя финансовый груз с тех, кто не платит или ворует, на добросовестных плательщиков. Управляющая компания должна реально управлять своим домом, контролировать объем потребляемых услуг, доходя до каждой квартиры.

– Много ли домов сейчас имеют общедомовые приборы? Программа по установке приборов, насколько известно, реализуется давно, но не так успешно, как предполагалось.

– В среднем общедомовыми приборами учета (ОДПУ) оснащены сегодня менее половины жилых домов, в контуре РКС – 40-49 процентов: по приборам учета горячей воды – 40%, холодной воды – 42%, тепла – 48%, электроэнергии – 49%. Но это – «средняя температура по больнице». Более правильным было бы говорить о регионах, где работа в этом направлении давно и целенаправленно ведется, и, напротив, о регионах, где, я бы сказал, до последнего надеялись, что требование по установке ОДПУ отменят или, по крайней мере, перенесут сроки установки ОДПУ. Ни того, ни другого не случилось. В результате те, кто бездействовал, сейчас вынуждены наверстывать упущенное время.

С 2013 года «Российские коммунальные системы» реализуют в своих регионах программу установки ОДПУ за счет собственных средств с последующим выставлением счетов на возмещение затрат потребителям услуг – собственникам квартир в многоквартирном жилищном фонде. В рамках этой программы за первое полугодие нами было установлено 320 приборов учета на сумму более 54 млн рублей. В целом за год мы планируем установить за свой счет более тысячи различных ОДПУ.

– На ваш взгляд, сильно ли за эти 10 лет изменилась ситуация в ЖКХ? Какие перемены можно назвать ключевыми?

– Я бы повторил оценку, которая была дана состоянию ЖКХ на Госсовете, состоявшемся 31 мая этого года. Реформа в отрасли идет, но многолетние усилия пока не дали ощутимого практического результата.

Инвестиционный климат в ЖКХ остается неблагоприятным, желающих вкладывать свои средства на долгосрочной основе очень мало. Хотя механизмы возврата инвестиционных вложений год от года совершенствуются, однако, на мой взгляд, планируемый срок возврата инвестиционного капитала в диапазоне от 20 до 30 лет в текущей экономической ситуации для инвесторов малопривлекателен. С учетом существующих рисков инвесторами в основном рассматриваются проекты с горизонтом окупаемости в 10-15 лет.

Высокие риски и низкая доходность определили то, что частных операторов в этой сфере до сих пор можно пересчитать по пальцам одной руки, хотя со времен так называемого «первого призыва» бизнеса в ЖКХ прошло уже 10 лет.

На протяжении всех этих лет в отрасли сохраняется острая проблема неплатежей, которая связана в меньшей степени с долгами конечных потребителей, в большей степени – с проблемами институционального толка. Если в начале 2000-х основным генератором неплатежей выступали неадекватное тарифное регулирование, несовершенство мер социальной поддержки потребителей услуг, неэффективная работа МУПов и ГУПов, то сегодня большинство из названных проблем решены, основной же причиной долгов стали несвоевременные расчеты и злоупотребления управляющих компаний, получивших статус исполнителей коммунальных услуг и распоряжающихся платежами граждан. В настоящее время РКС в судебном порядке пытаются взыскать с должников 4,4 млрд рублей, львиная доля – долг управляющих компаний.

При этом позитивные изменения, конечно, есть. На мой взгляд, в первую очередь улучшения связаны с тарифным регулированием. За эти десять лет неудовлетворяющая по многим параметрам методика формирования тарифа исходя из затрат предприятия была усовершенствована, дополнена другими методиками, в том числе методикой установления тарифов на основе доходности инвестированного капитала, так называемое RAB-регулирование. Разработаны и другие методики – индексации, сравнения аналогов. Более детальному анализу при установлении тарифов подвергается структура расходов, а значит появилось понимание того, что без инвестиционной составляющей нет и инвестиций, для реализации производственной программы по подготовке инфраструктуры к зиме необходимо предусмотреть соответствующие расходы в тарифе. Казалось бы, это вещи очевидные. Но на самом деле еще десять-пятнадцать лет назад многие думали, что инвестор – это благотворитель, а производственная программа должна выполняться только потому, что в коммунальной компании есть сварщики и слесари.

Еще один ключевой, на наш взгляд, шаг, который сделан в ходе реформы отрасли, – это переход к концессионным отношениям. «Российские коммунальные системы» уже заключили концессионные соглашения во Владимире и Перми, и мы планируем перейти от аренды к концессии и в других наших регионах. Концессия позволяет упорядочить обязательства концессионера и концедента в долгосрочной перспективе, снизить взаимные риски и, таким образом, привлечь банковские кредитные ресурсы на реализацию инфраструктурных проектов на длительный срок и под низкие проценты. В концессии особенно тщательно прописываются инвестиционные обязательства и тарифные решения.

– Насколько велика сегодня инвестиционная составляющая в тарифах?

– Она может быть мизерной, всего 1-2%, может доходить до 20% от величины тарифа, но не более. Размер инвестиционной составляющей определяется в зависимости от планируемого объема инвестиций и дисконтированного срока окупаемости проекта.

При этом в настоящее время ни одна инвестиционная составляющая не может быть включена в тариф без утвержденной органами исполнительной власти субъектов РФ инвестиционной программы, которая, в свою очередь, должна составляться на основе программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры территории и при наличии схемы водоснабжения и водоотведения, схемы теплоснабжения муниципального образования. Таким образом, создана многоуровневая система планирования и контроля за инвестиционной деятельностью организаций коммунального комплекса. Сегодня ни один инвестор не сможет просто так построить в микрорайоне котельную и возвращать вложения. И котельная, и прочие объекты инфраструктуры должны быть интегрированы в общий долгосрочный план развития территории. Это, конечно, повышает эффективность инвестиций.

Согласно принятому на федеральном уровне Плану действий по привлечению инвестиций в ЖКХ до конца 2013 года органы местного самоуправления должны завершить работу над программами комплексного развития и схемами, органы власти субъектов Российской Федерации – утвердить региональные графики передачи не позднее января 2015 года в концессию или аренду объектов коммунального комплекса.

– РКС – крупный инвестор в ЖКХ. Какими проектами, реализованными за эти десять лет, вы гордитесь?

– РКС реализовали более двухсот проектов на сумму свыше 15 млрд рублей. Среди них есть и крупные, с миллиардным объемом инвестиций, и небольшие, но тем не менее важные для жителей конкретного поселка, получивших долгожданную воду или новую мини-котельную.

Наиболее крупные проекты, реализованные РКС на условиях государственно-частного партнерства совместно с регионами своего присутствия при содействии Инвестиционного фонда РФ, – это проекты по реконструкции водоочистных сооружений Петрозаводска и Чусовских очистных сооружений Перми, проект по реконструкции системы теплоснабжения города Владимира. Кроме того, более 1 млрд рублей вложено в модернизацию сооружений водозабора и водоочистки города Кирова, проект реализуется нами в рамках ФЦП «Жилище». Около 840 млн рублей было вложено в биологические очистные сооружения Перми, что позволило прекратить продолжавшийся десятилетиями аварийный сброс неочищенных городских стоков в бассейне реки Камы. В Тамбове при нашем непосредственном участии был реализован комплекс мероприятий, позволивший перейти на круглосуточное, вместо почасового, водоснабжение. Сейчас мы строим в Тамбове дополнительную ветку канализационного коллектора, которая позволит разгрузить действующий коллектор, работающий уже на грани возможного. Во многих наших городах были реализованы проекты по реконструкции действующих или строительству новых автоматизированных котельных совокупной мощностью более 200 МВт. Мы выполнили масштабные инвестиционные программы в электросетевом хозяйстве Пермского края, Владимирской области, в городе Благовещенске.

Инвестиционные планы РКС на текущий год – около 2,3 млрд рублей. В этом году мы начинаем реализацию крупной инвестиционной программы в Самарской области.

В Тольятти в 2013 году планируется реконструкция насосной станции – 2 Комсомольского района. В частности, будут проведены работы по замене насосного и электросилового оборудования. До конца года будет также модернизирована насосная станция 2-го подъема водозабора «Комсомольский». Всего в 2013-2015 годах на инвестпрограмму ВоКС запланированы расходы порядка 103 млн рублей.

СПРАВКА
ОАО «РКС» создано 29 мая 2003 года.
В настоящее время дочерние компании ОАО «РКС» работают в 10 субъектах РФ.
Годовой объем оказываемых услуг – 35 млрд рублей.
6,5 млн человек – потребителей услуг.
20 тыс. сотрудников.

Игорь Семенов