Государство может подготовить проект разделения «Транснефти»
Очередная авария на магистральном нефтепроводе, стоящем на балансе «Транснефти», лишний раз продемонстрировала неэффективность работы этой естественной монополии. Высшее руководство страны приняло решение реформировать компанию с разделением ее на несколько сегментов, сообщает «КП» со ссылкой на администрацию президента. Итак, 1 сентября на магистрали Самара — Лисичанск произошел прорыв трубопровода и разлив нефтепродуктов на участке в Волгоградской области. Компания «Транснефть», которой принадлежит коммуникация, начала работы по ликвидации аварии с существенным запозданием, а службы МЧС даже не были оповещены. По данным СМИ, это далеко не первая подобная авария.
В настоящее время существует большая вероятность того, что «Транснефть» в ее нынешнем состоянии будет ликвидирована, проведен аудит, оценка и перераспределение ее активов. Сегменты монополии могут поступить в распоряжение более эффективных предприятий — крупных нефтяных компаний с высоким процентом государственного присутствия в уставном капитале. В числе таковых могут оказаться «Роснефть», «Газпромнефть» и «Лукойл», сообщает изданию источник в Контрольно-ревизионном управлении администрации Президента РФ.
Беда «Транснефти» в том, то это громоздкая и несовременная структура, чья транспортная система начинала строиться еще в шестидесятые годы минувшего века и была ориентирована на страны Восточного блока, что в современных условиях глобального рынка нефтепродуктов неактуально. Ее экспортная политика противоречит энергетической стратегии президента Владимира Путина, который делает ставку на наращивание присутствия России на энергетических рынках мира. Не только власть, но и независимые эксперты убеждены, что реструктуризация «Транснефти» — дело нужное: «Передача транспортных и сервисных функций этой монополии крупным нефтяным компаниям даст эффект синергии и упростит взаимодействие на рынках», — убежден Егор Чижов, вице-президент московского Центра политических технологий.
Александр Анисин